ОТЧЕТ О РАБОТЕ
Республиканского государственного образовательного учреждения
«Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики за 2008/2009 учебный год
Центр в течение данного периода
работал в соответствии с Координационным планом на 2008 - 2009 учебный год.
Деятельность основывалась на концептуальном подходе, базировалась на системных
представлениях об образовательной
деятельности и проектных формах взаимодействия специалистов центра со всеми
субъектами образовательного процесса и службы практической психологии
образования.
Приоритетные
направления деятельности:
- координация
и развитие службы практической психологии образования (СППО) в городах и
районах Чувашской Республики;
- обеспечение
информационного и организационного единства СППО в городах и районах Чувашской
Республики;
- организация
выполнения федеральных и республиканских нормативных документов, регламентирующих
деятельность СППО;
- разработка
предложений по развитию республиканского законодательства в пределах своей
компетенции;
- подготовка предложений по
научно-исследовательским и научно-практическим проектам в области СППО и специального образования для
включения их в республиканские и федеральные проекты и программы развития образования;
- организация и проведение мониторингов:
социально-психологического мониторинга (совместно с образовательными
учреждениями), мониторинга здоровья и развития обучающихся в республиканской
образовательной системе и др.
- проведение
совещаний, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий по
вопросам психолого-медико-педагогической
сопровождения в системе образования республики;
- обеспечение выявления детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья (деятельность Республиканской
психолого-медико-педагогической комиссии);
- проведение комплексного
диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций,
направленных на определение условий,
необходимых для получения ими образования и сопутствующего медицинского
обслуживания, в том числе по направлению муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий
(ПМПК) в особо сложных и спорных случаях (деятельность Республиканской
психолого-медико-педагогической комиссии);
- координация и экспертиза деятельности муниципальных ПМПК, психолого-медико-педагогических
консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений;
-
координация и
методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в
образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного
процесса навыков и осознания ценности здорового
образа жизни.
Координация
и развитие службы практической психологии образования (СППО) в городах и районах
Чувашской Республики
В целях координации и развития ССПО
республики в 2008 – 2009 учебном году были проведены мониторинг ресурсного
обеспечения муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб),
являющихся частью СППО республики, и мониторинг кадрового обеспечения
деятельности СППО республики.
Результаты позволили определить основные
кадровые и материально-технические проблемы:
-
низкий уровень материально-технического и методического обеспечения;
-
недостаточное кадровое обеспечение.
Анализ мониторингов представлен в таблице 1, приложение 1, рисунке 1.
Таблица 1
- Сведения о
количестве учащихся, педагогов-психологов, логопедов и социальных педагогов в образовательных учреждениях Чувашской Республики
(по состоянию на 01.02.2009 г.)
№
п/п
|
Наименование
районов и городов
|
Количество учащихся
|
Педагоги-психологи
|
Социальные педагоги
|
Логопеды, дефектологи
|
1.
|
Алатырский
|
1752
|
5
|
7
|
1
|
2.
|
Аликовский
|
2577
|
2
|
12
|
1
|
3.
|
Батыревский
|
5386
|
8
|
20
|
2
|
4.
|
Вурнарский
|
4719
|
8
|
20
|
1
|
5.
|
Ибресинский
|
3317
|
3
|
8
|
4
|
6.
|
Канашский
|
4474
|
9
|
24
|
5
|
7.
|
Козловский
|
2415
|
3
|
6
|
-
|
8.
|
Комсомольский
|
3405
|
5
|
9
|
6
|
9.
|
Красноармейский
|
2044
|
7
|
5
|
1
|
10.
|
Красночетайский
|
1983
|
2
|
9
|
1
|
11.
|
Мар-Посадский
|
2478
|
7
|
8
|
1
|
12.
|
Моргаушский
|
4073
|
8
|
9
|
3
|
13.
|
Порецкий
|
1495
|
2
|
2
|
1
|
14.
|
Урмарский
|
3020
|
7
|
2
|
2
|
15.
|
Цивильский
|
3783
|
4
|
14
|
26
|
16.
|
Чебоксарский
|
5309
|
6
|
10
|
6
|
17.
|
Шемуршинский
|
1879
|
3
|
10
|
1
|
18.
|
Шумерлинский
|
1294
|
1
|
2
|
1
|
19.
|
Ядринский
|
3807
|
9
|
22
|
2
|
20.
|
Яльчикский
|
2903
|
1
|
9
|
3
|
21.
|
Янтиковский
|
2186
|
3
|
12
|
1
|
22.
|
г.
Алатырь
|
3399
|
4
|
7
|
2
|
23.
|
г. Канаш
|
5232
|
15
|
12
|
11
|
24.
|
г.
Шумерля
|
11166
|
3
|
6
|
5
|
25.
|
г.
Новочебоксарск
|
3048
|
40
|
21
|
33
|
26.
|
г.
Чебоксары
|
41170
|
76
|
72
|
36
|
|
Всего:
|
128 314
|
241
|
338
|
156
|
Анализ показывает, что состав
профессионального сообщества СППО изменился по сравнению с прошлым годом: количество
педагогов-психологов уменьшилось на 128 человек, учителей-логопедов/дефектологов - на 55 чел., количество социальных педагогов
увеличилось на 13 человек.
Рисунок 1 – Состав
профессионального сообщества СППО
В Чувашской Республике в настоящее
время функционируют 25 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центров/ служб), из
них 1 – государственное, 24 – муниципальных. В них работает 137 специалистов (руководители,
педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды (дефектологи), методисты,
врачи-психиатры и др.).
Продолжается процесс изменения
сети ППМС - центров/служб.
В 2008/2009 учебном году перестал
функционировать центр в Чебоксарском районе (деятельность продолжена куратором
психологической службы). В октябре 2008
года в г. Шумерля возобновила работу ликвидированная структура, как «Методический
центр по работе с семьей» на базе муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6» (приложение 1).
Исследования также показали, что
появляются новые модели образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб). Так,
например, в штатное расписание Центра диагностики и консультирования Комсомольского
района вошли все учителя-логопеды и педагоги-психологи, работающие на
территории района. Рабочие места специалистов организованы в разных
образовательных учреждениях. Из 73,3 % учреждений, действующих как структурные
подразделения городского/районного управления образования,
психолого-логопедическая служба г. Новочебоксарск, муниципальная
психолого-медико-педагогическая комиссия г. Чебоксары готовят
нормативно-правовую базу для перехода в статус юридического лица.
4 районных центра не имеет своего помещения (Аликовский, Канашский,
Порецкий, Урмарский районы). Также нет в достаточном количестве компьютерной
техники у 12 центров (Канашский, Порецкий, Алатырский, Красноармейский,
Красночетайский, Моргаушский, Шемуршинского, Ядринского, Яльчикского районы и
г. Алатырь).
Продолжил
свою деятельность Координационный совет службы практической
психологии в системе образования (Приказ Минобразования Чувашии от
12.11.04 г. № 735). Подготовлен к печати 4 выпуск информационно-методического
вестника «Практическая психология образования Чувашии», проведены пятые
республиканские профессиональные конкурсы «Педагог-психолог года», «Дефектолог
года», первый республиканский конкурс «Социальный педагог – 2008 ».
Инициировалось проведение республиканских конкурсов для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Участниками первого республиканского
конкурса «Социальный педагог – 2008 » стали 42 социальных педагога
образовательных учреждений из 18 районов и городов республики. Активное участие в конкурсе приняли педагоги Козловского, Ядринского,
Янтиковского райнов, г. Новочебоксарск.
Победители конкурса в номинации «Социальный педагог -
город»:
I место - Иштекова Надежда
Викторовна, МОУ «Заволжская СОШ» г. Чебоксары;
IIместо - Тихонова Надежда Васильевна,
«Гимназия № 6» г.Новочебоксарск;
III место - Антонова Галина
Александровна, МОУ «СОШ № 6» г. Канаш.
В номинации «Социальный педагог
- условия сельской местности»:
I место - Кошелькова Алена
Владимировна, МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е.Егорова»;
II место - Степанова Ольга Артемьевна,
МОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района;
III место - Ахметова Анжелика
Геннадьевна, МОУ «Яншихово-Норвашская СОШ» Янтиковского района.
Пятый республиканский конкурс
«Педагог-психолог-2009» видоизменил свои цели. Приоритетом стало повышение профессионального уровня и наиболее
полная реализации творческого потенциала психологов, повышение престижа СППО Чувашской Республики. В нем приняли
участие 25 педагогов-психологов из районов и городов республики.
Победители и призеры:
I место - Нимакаева Ярослава
Владимировна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 5» г.Канаш;
II место - Федорова Елена
Геннадьевна, педагог-психолог РГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Чебоксарский детский дом» Центр сопровождения приемных семей;
III
место - Кудрявцева Лариса Юрьевна, педагог-психолог МОУ «Центр
образования № 2» г. Чебоксары и Миронова Наталия Александровна, педагог-психолог
МОУ «Центр диагностики и консультирования «Доверие» отдела образования,
физической культуры и спорта
администрации Моргаушского района.
Всего за 5 лет (2005-2009годы) в республиканском конкурсе «Педагог-психолог»
приняли участие 114 педагогов-психологов
из 17 районов и городов республики (таблицы 2 – 3, рисунок 2).
В республиканском конкурсе «Дефектолог
- 2009» приняли участие 21 человек из 8 районов и городов республики: Алатырского
(3), Ибресинского (1), Комсомольского (2), Красночетайского (1), Цивильского (3),
Шумерлинского (1) районов, г.
Новочебоксарск (1) и г. Чебоксары (9).
Победители:
В номинации «Специальная педагогика»
(уровень – специалисты):
I место - Меморская Надежда Львовна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции речи детей № 37
«Ласточка» г.Новочебоксарск;
II место - Иванова Венера Ивановна, учитель-логопед
РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2»;
III место - поделили Романова Ольга
Андреевна, учитель-логопед МОУ «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа»
Шумерлинского района и Ходжаева Елена Владимировна, учитель-логопед МДОУ
«Детский сад № 112 комбинированного вида» г.Чебоксары.
В номинации «Специальная педагогика»
(уровень – педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений):
I место - Михайлова Светлана
Петровна, учитель начальных классов РГС(К)ОУ «Начальная школа- детский сад для
детей с нарушениями речи № 2»;
II
место - Александрова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
РГОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –
интернат № 2»;
III место - поделили Матросова
Татьяна Макаровна, воспитатель РГОУ «Ибресинская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и Андреева
Елена Андреевна, воспитатель группы продленного дня РГС(К)ОУ «Начальная школа-
детский сад для детей с нарушениями речи
№ 2».
Победителем «Сюрприз-номинации»
стала Андрейчук Ольга Николаевна,учитель-логопед РГС(К)ОУ «Начальная школа -
детский сад для детей с нарушениями речи № 2» за активную профессиональную
позицию.
По результатам 5 лет (2005-2009годы)
в конкурсе приняли участие 65 специалистов из 13 районов и городов республики
(таблицы 2 – 3, рисунок 2).
Республиканский конкурс творческих
мастерских «Солнышко» для детей с ограниченными возможностями здоровья проводился
впервые с целью совершенствования социальной адаптации детей, интеграции их в
среду здоровых сверстников с помощью развития познавательных и творческих
способностей, стимуляции духовного потенциала. В конкурсе приняли участие
учащиеся из 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений районов и
городов республики.
Конкурс позволил выявить музыкальные
и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья,
возможности самореализации в художественно-творческой деятельности.
03.12.2008 г., в Международный день
инвалидов, состоялся финальный этап конкурса. По итогам победителями и
призерами стали:
I место - РГОУ «Чебоксарская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»;
II место - РГОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа для глухих слабослышащих и
позднооглохших»;
III место - РГОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 1 и РГС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад с нарушениями речи № 2»
г.Чебоксары.
Также впервые был проведен республиканский
конкурс сочинений «Доброе письмо», в котором приняли участие воспитанники 8
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (85 сочинений).
Победители и призеры:
I место - Давыдов Дмитрий, ученик 8
класса РГОУ «Цивильская специальная (коррекционная)
школа-интернат № 1»;
II место разделили между собой
Панфилова Ольга, ученица 6 класса РГОУ «С(К)ОШ № 1» и Максимов Евгений, ученик
3 класса РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи №
2»;
III место разделили между собой Иванова
Кристина, ученица 8 класса РГОУ «Калининская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат», и Иванов Богдан, ученик 3 класса РГС(К)ОУ
«Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2. «Приз
читательских симпатий» вручен Кульевой Елене, ученице 4 класса РГОУ
«Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Аналитические данные участия в
конкурсах профессиональных сообществ представлены в виде диаграммы, рисунок 2.
Рисунок
2 - Республиканские профессиональные конкурсы
(2004 – 2009 учебные годы)
Сеть
центров/служб активно занимается проектной деятельностью, что способствует развитию
СППО республики в целом (приложение 1).
Обеспечение информационного и организационного единства
СППО в городах и районах Чувашской Республики
Систематически проводились заседания
Координационного Совета психологической службы образования Чувашской
Республики, на которых анализировались инструктивные письма Департамента
воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобразования
России, проект предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы
(«Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, «Положение о
Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации», утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации
от 22 октября 1999 г. № 636), план проведения и результаты 4 ежегодных
республиканских мероприятий (научно-практических конференций, семинаров,
круглых столов и др.), даты проведения – 11.02.2009 г., 21.05.2009 г.,
планируется проведение заседаний в сентябре и декабре 2009 г.), участники – руководители ППМС-центров/служб (члены
Координационного Совета).
Подготовлен к изданию четвертый
«Информационно-методический вестник службы практической психологии образования
Чувашии», на страницах которого представлены авторские разработки победителей
республиканских конкурсов «Педагог-психолог - 2009», «Дефектолог - 2009», методические
сборники по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях,
психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, находившихся в
местах лишения свободы, организации отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков в условиях профильного лагеря.
Разработка предложений по развитию республиканского законодательства
в пределах своей компетенции
Во исполнения запроса Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2009 года
№ 23-2/10/1-665 «О предоставлении информации о реализации комплекса мер по
развитию гибких форм занятости», поручения Кабинета Министров Чувашской
Республики от 13.01.2009 г. № 02/05-77 приказом Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики от 11.02.2009 г. № 310 утвержден План
мероприятий по выполнению комплекса мер по развитию гибких форм занятости, в
том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а
также организация обучения этих лиц методам реабилитации. Отправлен первый
отчет по его выполнению.
В рамках реализации указанного Плана
системой психолого-медико-педагогических комиссий (республиканская ПМПК, ПМПК
г. Чебоксары, ПМПК г. Новочебоксарск) ведется постоянное консультирование
родителей (иных законных представителей), представляющих интересы ребенка (за
период январь – апрель 2009 г. проконсультировано 1254 чел.). РГОУ «Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (республиканская ПМПК) во
время выездных заседаний проводится информационно-методическая работа с
педагогическими, медицинскими и социальными работниками по вопросам интеграции
детей с ОВЗ в образовательное пространство, социализации, сопровождению их
семьи. До родителей (иных законных представителей) доведен график консультаций
по вопросам обучения практическим методам коррекции, развития, абилитации и
реабилитации. Создается информационная база данных о специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, учреждениях, которые могут быть рекомендованы
родителям (иным законным представителям) в случаях возникновения трудностей
диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку. В
создаваемую базу вошла сеть республиканских государственных специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, сеть образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
(ППМС-центров/служб), место расположения – сайт республиканского центра. РГОУ
«Центр психолого-педагогичекой реабилитации и коррекции» разрабатывается
программа семинаров-практикумов «Лесенки» для родителей детей со сложной
структурой дефекта и детей с ранним детским аутизмом, проведение которых
планируется в июне – августе 2009 г. на базах муниципальных образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), готовится электронный сборник
методических рекомендаций для родителей (иных законных представителей), педагогических,
медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка, по
вопросам социализации и оказанию коррекционно-развивающей помощи детям со сложной
структурой дефекта «Мой маленький мир». В феврале 2009 г. ГОУ «Чувашский
республиканский институт образования» разработана программа курсовой подготовки
специалистов по обучению методам абилитации и реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья «Современные технологии
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования», 108 ч.
В рамках выполнения указанного Плана
в 2009 – 2010 учебном году центр будет инициировать проведение ежегодного
единого дня инклюзии (интеграции) во всех образовательных учреждениях
(предположительное время – май); проведение открытых семинаров-тренингов для
родителей (иных законных представителей) на базах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по обучению практическим методам коррекции и
развития детей с ОВЗ; создание теле- или радиопередачи о положительных
результатах социализации и развития
детей с ОВЗ (цель – расширение информационного пространства, изменение
отношения к людям с ОВЗ, в том числе инвалидам).
В целях развития дистанционного
образования детей с особыми образовательными потребностями приказом
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от
09.02.2009 года № 235 открыта сеть республиканских экспериментальных площадок
«Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях интеграции» на базе муниципальных образовательных
учреждений: «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Шумерля, «Средняя
общеобразовательная школа № 1» г. Канаш, «Основная общеобразовательная школа №
1 им. Г.О. Бабакина» г. Новочебоксарск. Образовательный процесс для детей
начнется с 1 сентября нового учебного года.
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» стала центром
методического сопровождения создаваемой сети надомных школ (педагогами школы
разрабатывается программа обучающих семинаров по технологиям дистанционного
образования с учетом региональных особенностей), до конца года планируется
выход из режима эксперимента – надомная школа станет самостоятельным структурным
подразделением. В данное время готовятся изменения в Устав школы, необходимые локальные правовые
акты.
В стадии разработки находится пакет
правовых нормативных документов по открытию сети республиканских
экспериментальных площадок «Преподавание психологии в общеобразовательной
школе» на базе муниципальных образовательных учреждений: «Средняя общеобразовательная
школа № 10» г. Чебоксары, «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Чебоксары,
«Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Чебоксары, «Начальная школа-детский
сад г. Чебоксары», «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Чебоксары,
«Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Чебоксары, «Средняя
общеобразовательная школа № 17» г. Новочебоксарск, «Средняя общеобразовательная
школа № 7» г. Канаш, «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского
района, «Лицей-интернат им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары».
На базе центра открыто Чувашское региональное
отделение Общероссийской общественной
организации содействия укреплению здоровья в системе образования.
В течение года велась активная
деятельность в составе рабочей группы при Координационном Совете по вопросам
ювенальной юстиции. В мае 2009 года утвержден План рабочей группы по вопросам
ювенальной юстиции на текущий год. В связи с этим центром разрабатывается пакет
нормативных правовых документов по организации деятельности Республиканского
центра медиации (основной профиль – школьная медиация).
Подготовка
предложений по научно-исследовательским и научно-практическим проектам в области СППО для включения их в
республиканские проекты и программы развития образования
В 2008 – 2009 учебном году продолжила
развитие проектная деятельность, как один из основных методов работы центра.
Реализовывались проекты:
- проект «Сигнал» (второй
этап) по профилактике суицидов среди несовершеннолетних на базе РГОУ «Порецкий
детский дом им. И.Н. Ульянова» (грант
Шведского благотворительного фонда). В
2008-2009 гг. работа по психологической
составляющей выстраивалась по следующим направлениям:
-
индивидуальное психологическое консультирование по проблемным вопросам;
-
тренинговая работа с целевыми группами;
-
консультирование педагогов по вопросам воспитания детей;
-
консультативно-методическая работа;
-
психологическая диагностика.
Данный вид работы был разделен на 3
этапа:
I – психодиагностика уровня суицидальных
явлений (методика «Сигнал» ГП «Иматон», дата проведения - 23.10.2009г.);
II – психокоррекционные занятия,
тренинги по улучшению психоэмоционального фона детей и подростков (дата
проведения - с 23.10.2009г. по 26.05.2009г.);
III – психодиагностика уровня
суицидальных явлений с целью сравнения результатов до и после коррекционных
занятий (методика «Сигнал» ГП «Иматон», дата проведения - 23.04.2009г.).
Всего за психологической
помощью обратилось 306 человек, из них
283 – дети и подростки, 23 – педагоги. Подростки обращались по следующим проблемным вопросам:
-взаимоотношения полов;
- трудности в межличностном общении;
- неуверенность в себе;
- поиск себя и своего будущего;
-
профориентация;
- школьная дизадаптация.
Был организован цикл тренинговых занятий
(основные цели - снижение уровня тревожности и агрессии, повышение
эмоционального фона, улучшение межличностных взаимоотношений, обучение
психологическим техникам и упражнениям по преодолению стресса, планирование своей деятельности, будущего,
повышение уверенности в себе и мотивации к учебной деятельности). С детьми
групп риска проводилась тренинговая работа по темам: «Я - индивидуальность», «Я
выбираю добро», «Программирование моего настроения», «Кризисные ситуации и
методы их преодоления», «Программирование своего будущего», «Психологические
техники». Временной анализ:
-
26.09.09 г. организовано индивидуальное консультирование по проблемным
вопросам. За психологической помощью обратилось 14 подростков. Воспитанники
отмечали трудности адаптации в общеобразовательной школе;
- 23.10.09 г. с целью
выявления уровня суицидальных наклонностей была проведена психологическая
диагностика с подростками по методике
«Оценка суицидального риска «Сигнал», ГП «Иматон». В эксперименте работали
учащиеся 9-11 классов (опрошено 50 респондентов). Использовалась комплексная методика,
включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования,
тестирование и методы математико-статистической обработки. Анализ проведенной
работы, показал следующие результаты:
Рисунок 3 - Оценка уровня суицидального риска
подростков
Результаты исследования определили
необходимость проведения психолого-педагогической реабилитации и коррекции
детей «групп риска» (высокий и средний показатели уровня суицидального риска,
20 респондентов).
-
28.10.2008г. проведено
групповое занятие с воспитанниками по теме: «Я - индивидуальность» с целью
повышения уверенности в себе и улучшения настроения. Участвовало 11 воспитанников.
- 16.12.2008г. проведено тренинговое
занятие с подростками по теме «Я выбираю добро» с целью снижения уровня
тревожности и агрессии. В работе приняло всего 18 человек.
- 11.02.2009г. детям и подросткам
было предложено ежедневное отслеживание и фиксация своего психо-эмоционального
состояния с последующей записью в индивидуальной рабочей тетради
«Программирование моего настроения». Данный вид
работы способствовал формированию, развитию и регулированию психически устойчивого
состояния. Также учащиеся ознакомились с видами психологических техник, которые
направлены на умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, участвовало 14
подростков.
- 02.03.09 г. - 03.03.09 г.
проводилось тренинговое занятие с подростками групп риска по теме: «Кризисные
ситуации и методы их преодоления». Проделан анализ записей в рабочих тетрадях
«Программирование моего настроения», участвовало 16 воспитанников.
- 23.03.09 г. проводилось
тренинговое занятие по теме: «Программирование своего будущего». Во время
тренинга воспитанники открыто делились своими мечтами и желаниями, учились
прогнозировать, анализировать причины и
следствия различных жизненных ситуаций. У многих подростков стоял вопрос выбора
образовательного учреждения на территории Чувашской Республики. Воспитанники эмоционально
высказывались по вопросам планирования своей будущей семьи. Тренинг завершался
психологическим упражнением с целью улучшению эмоционального фона, участвовало 13 подростков.
- 02.04.2009г. проведен методический
семинар для педагогов по теме: «Психологические техники в учебно-воспитательном
процессе», участвовало 11 педагогов.
- 23.04.09г. - 24.04.09г.
проводилась психодиагностика по методике «Оценка суицидального риска «Сигнал» с
детьми «групп риска» с целью сравнительной оценки уровня суицидальных явлений
до и после коррекционно-развивающих занятий. В эксперименте участвовало 20 респондентов.
Сравнительный анализ проведенной работы показал следующие результаты:
Рисунок 4 - Динамика показателей уровня
суицидального риска до и после проведенных коррекционно-развивающих
психологических мероприятий
В ходе работы воспитанникам и педагогам
данного учреждения был предложен раздаточный материал в виде памяток с психологическими рекомендациями
по профилактике стресса.
С сентября 2009 года проект изменит структуру деятельности. Основными
направлениями работы станут психолого-медико-педагогическое сопровождение детей
и подростков, создание Службы примирения и «команд равных» (метод школьной
медиации).
-
продолжен
проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
С января 2007 года на базе МОУ «СОШ
№ 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары реализуется
республиканская экспериментальная
программа по апробации модели «Школа надомного обучения: дистанционное
образование для детей с
ограниченными возможностями
здоровья в условиях интеграции».
Ее целью является создание
тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с
использованием дистанционных образовательных технологий в условиях интеграции. Задачами - улучшение межсетевого
взаимодействия, повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в
направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в социум, организация
новых профилей профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Программа рассчитана на 3 года. В данное
время завершен подготовительный
этап и успешно идет реализация организационно-практического этапа, во время
которых проводилась многосторонняя
работа по подготовке всех участников образовательного процесса (педагоги школы
прошли курсы повышения квалификации по программам «Основы дистанционного
образования», «Основы специальной педагогики и психологии» - ГОУ «Чувашский
республиканский институт образования», курсы повышения квалификации и
методической поддержки для преподавателей и системных администраторов по
программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями с
использованием Интернет» - ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» г.
Москва), дети и родители - цикл занятий по обучению компьютерной грамотности
«Компьютер для всей семьи», занятия в психологической мастерской – РГОУ «Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции», с целью успешной интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство МОУ
«СОШ № 59» проводились видеотренинги и классные часы с учащимися МОУ «СОШ №
59».
В рамках Соглашения между Федеральным агентством по образованию и
Министерством образования и молодежной
политики Чувашской Республики о сотрудничестве
по реализации проекта Федеральной
целевой программы развития образования на 2006-2010 годы «Поставка
аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с
ограниченными возможностями» в декабре 2007 года «Школа надомного обучения МОУ
«СОШ № 59» получила оборудование и программное обеспечение для оснащения рабочих мест детей с ограниченными
возможностями, в том числе не посещающих образовательные учреждения по
состоянию здоровья (29), 6 рабочих мест для преподавателей, в 2008 году – 10
рабочих мест для преподавателей, 31 – для детей, на общую сумму более 13 млн.
руб.
В настоящее время качественно
организован образовательный процесс, он отвечает целям и задачам эксперимента.
С сентября 2008 года в Школе
надомного обучения МОУ «СОШ № 59
г. Чебоксары» получают основное образование 20 детей
разного возраста с 3-его по 11-ый класс (в 2007 году - 10). У каждого ребенка в
зависимости от состояния здоровья индивидуальное расписание уроков, сочетающее
в себе уроки в режиме «видеоконференция», занятия в школе и обучение на дому.
Проводятся специальные занятия по умению использовать и применять в учебе
информационные компьютерные технологии.
Организовано
психолого-медико-педагогическое сопровождение, включающее в себя внутреннее
сопровождение детей и семьи классными руководителями,
учителями-предметниками, школьной
кафедрой охраны здоровья детей, школьным медицинским центром. Внешнее
сопровождение – консультационно-методическую, углубленную специализированную помощь
всем участникам образовательного процесса оказывает РГОУ «Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции».
У каждого ребенка в зависимости от
состояния здоровья индивидуальное расписание уроков, сочетающее в себе занятия
в школе и обучение на дому. Проводятся специальные занятия по умению
использовать и применять в учебе информационные компьютерные технологии.
Большое внимание уделяется
воспитательной работе, используются разные формы. Дети приглашаются на все
школьные и классные мероприятия: «Я – большая частица маленькой Вселенной»
(5-а), «Общение – это искусство», «Театр в нашей жизни» (5-г), «Мы живем друг
для друга», «Я глазами своих одноклассников» (6-б), «Добро не терпит
промедленья» (8-а) и другие.
Педагогическим коллективом МОУ «СОШ
№ 59» в 2007/2008 учебном году продолжена целенаправленная работа по проведению
уроков-тренингов, интегрированных уроков, мероприятий по воспитанию толерантного
отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, привлечению учащихся
к проведению подобных мероприятий самостоятельно. По результатам анкетирования
85 % учащихся отмечают, что после таких занятий изменилось их отношение к
жизни, к тому, что их окружает. Дети стали ценить не только то, чем они обладают,
но и тех людей, которые имеют ограничения возможностей.
Школа надомного обучения с 2008 года
реализует межрегиональный проект «Интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья в правовое пространство школы». Действующая волонтерская
команда состоит как из детей с ограниченными возможностями здоровья, так и из
их здоровых сверстников. Учащиеся-волонтеры проводят занятия с разными группами,
в том числе с воспитанниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
-
продолжено
внедрение проектов по развитию интегрированных и инклюзивных форм обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья: в образовательных учреждениях
общего типа действуют 20 специальных (коррекционных) классов, используются
дистанционные технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе детей-инвалидов. Действуют экспериментальные площадки на базе муниципальных
образовательных учреждений: «ООШ № 1» г. Новочебоксарск («Специальные
(коррекционные) классы VII
вида в условиях интеграции»), «СОШ № 19» г. Чебоксары («Специальные
(коррекционные) классы VII
вида в условиях интеграции», «Специальный (коррекционный) класс V вида в условиях интеграции»), «Цивильская
СОШ № 2» («Образование детей с ОВЗ в условиях интеграции»), «Специальный
(коррекционный) класс для детей, имеющих сложный дефект» на базе РГОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 1», «Лечебно-педагогический класс
для детей со сложной структурой дефекта» на базе РГОУ «Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» совместно с АНО «Мой ребенок»,
рисунок 5.
Рисунок 5 – Модели инклюзии и интеграции
Следует помнить о том, что развитие
интегрированных и инклюзивных форм обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации
системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение определенных требований
к организации этой деятельности. Недопустим формальный подход к решению данного
вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных образовательных
учреждений и безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательные учреждения общего типа без предварительного создания
в них необходимых условий для организации обучения детей этой категории.
Вопросы деятельности
образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть
регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения.
В
целях реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями
здоровья государство создает условия для получения ими образования, специальные
(коррекционные) образовательные учреждения, либо соответствующие функции берет на себя иное образовательное
учреждение, организующее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе детей со сложным дефектом. В связи с этим с 2006 года на базе РГОУ
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» реализуется экспериментальная
образовательная программа для детей, имеющих сложной дефект
«Лечебно-педагогический класс» (4 года обучения).
Данная программа, в качестве
экспериментальной, реализуется совместно с автономной некоммерческой
организацией «Мой ребенок». Программа составлена специалистами, работающими с
«особыми» детьми уже более 10-ти лет.
Цель программы – социализация через
развитие индивидуальности ребенка и формирование жизненно необходимых навыков.
В классе обучается 6 детей в возрасте детей от 12 до 17 лет. Это дети, изначально исключенные из системного процесса
обучения всех образовательных учреждений города. Программа дает реальные
результаты. За время обучения у детей сформировался стойкий познавательный
интерес, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, появилась
сознательность, ответственность за свои поступки, у не говорящих и мало
говорящих детей (3 ребенка) повысилась речевая активность. Очень важно, что
родители поверили в своих детей и теперь они живут рядом с ними, а не за них.
Наш опыт не нов, мы не стремимся «изобрести
велосипед», ищем пути, исходя из реальных возможностей, и твердо придерживаемся
принципа: «необучаемых детей – нет»! И все в совокупности приносит качественные
результаты. В республике с 2009 – 2010 учебного года в режиме экспериментальной
площадки планируется организация деятельности классов для детей, имеющих
сложный дефект, в республиканском государственном специальном (коррекционном)
образовательном учреждении «Кугесьская специальная (коррекционная)
школа-интернат» для детей, находящихся в доме-интернате системы министерства
здравоохранения и социального развития.
Однако в обеспечении детей с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованием и
психолого-медико-педагогическим сопровождением имеется ряд недостатков и
нерешенных проблем. Существующая дифференцированная сеть специализированных
образовательных учреждений не в полной мере удовлетворяет потребности детей с
различными нарушениями развития. Только около 40 % детей с ограниченными
возможностями здоровья дошкольного возраста имеют возможность получить
квалифицированную помощь в специализированных учреждениях. Особо остро стоит проблема организации
логопедической помощи. Не достаточно быстро развиваются интегрированные и инклюзивные
формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа,
проблемно - система обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
умственного и физического развития.
Для
решения существующих проблем необходимо:
-
развитие системы раннего
выявления и коррекции недостатков развития детей;
-
развитие системы
мониторинга и учета численности детей с ОВЗ; наличия условий для получения ими
образования;
-
обеспечение доступности
качественного образования для детей с ОВЗ; создание во всех ОУ условий для
получения образования детьми с ОВЗ, создание условий для получения всеми детьми
с ОВЗ общего образования по месту их жительства;
-
организация системной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов
управления образованием образовательных учреждений, иных органов и организаций,
занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ;
-
формирование в обществе
толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей содействия получению
ими образования и их социальной интеграции.
- завершается подготовительный этап
проекта «Крепость» - организация психолого-педагогической помощи
несовершеннолетним, злоупотребляющим психоактивными веществами: разработана и
утверждена Коллегией министерства образования и молодежной политики Чувашской
республики коррекционно-реабилитационная программа, с которой ознакомлены
заинтересованные министерства и ведомства; проводятся ремонтно-хозяйственные работы
и материально-техническое оборудование (в рамках Соглашения
между Чувашской Республикой и Федеральным агентством по образованию на его
реализацию (материально-техническое обеспечение) предоставлена субсидия из федерального бюджета в объеме 5000,0 тыс.
рублей), рисунок 6.
Рисунок 6 - Программа психолого-педагогической
реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ «Крепость»
Организация и
проведение мониторингов: социально-психологического мониторинга (совместно с
образовательными учреждениями), мониторинга здоровья и развития обучающихся в
республиканской образовательной системе и др.
Мониторинговые исследования
проводились по следующим вопросам:
- мониторинг ресурсного обеспечения образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), являющихся частью СППО
республики и мониторинг кадрового обеспечения деятельности СППО республики, таблица
1, приложение 1, рисунок 1;
-
статистический
анализ участия образовательных учреждений в
республиканских конкурсах в
сравнении 2007/2008 – 2008/2009 учебные года представлен в таблицах 2 и 3.
Таблица
2 – Статистический анализ участия образовательных учреждений в республиканских
конкурсах за 2007-2008 учебный год
Районы
|
Республиканские конкурсы
|
«Педагог -психолог- 2008»
|
«Дефектолог-
2008»
|
«Разработка и апробация программ
по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
|
«Социальный педагог - 2008»
|
Алатырский
|
|
2
|
|
|
Аликовский
|
|
|
|
2
|
Батыревский
|
|
|
|
|
Вурнарский
|
1
|
1
|
|
|
Ибресинский
|
|
2
|
|
1
|
Канашский
|
1
|
|
|
1
|
Козловский
|
|
|
1
|
3
|
Комсомольский
|
2
|
1
|
|
1
|
Красноармейский
|
|
|
|
1
|
Красночетайский
|
|
|
|
|
Марпосадский
|
2
|
|
|
|
Моргаушский
|
|
|
|
|
Порецкий
|
|
|
2
|
|
Урмарский
|
|
1
|
2
|
1
|
Цивильский
|
4
|
1
|
|
|
Чебоксарский
|
|
|
2
|
|
Шемуршинский
|
|
|
|
|
Шумерлинский
|
|
|
3
|
|
Ядринский
|
|
|
|
|
Яльчикский
|
|
|
|
|
Янтиковский
|
|
|
|
|
г. Алатырь
|
1
|
|
|
|
г. Канаш
|
1
|
1
|
3
|
1
|
г. Шумерля
|
1
|
1
|
7
|
1
|
г. Новочебоксарск
|
4
|
4
|
8
|
1
|
г. Чебоксары
|
7
|
7
|
|
1
|
Всего
|
24
|
21
|
28
|
14
|
Таблица 3 - Статистический анализ
участия образовательных учреждений в республиканских конкурсах за 2008-2009
учебный год
Районы
|
Республиканские профессиональные конкурсы
|
«Педагог-психолог – 2008»
|
«Социальный педагог-2008»
|
«Дефектолог – 2008»
|
Алатырский
|
|
|
|
Аликовский
|
|
2
|
|
Батыревский
|
|
|
|
Вурнарский
|
|
1
|
|
Ибресинский
|
|
2
|
1
|
Канашский
|
2
|
|
|
Козловский
|
1
|
3
|
|
Комсомольский
|
3
|
2
|
2
|
Красноармейский
|
1
|
1
|
|
Красночетайский
|
|
|
1
|
Марпосадский
|
2
|
2
|
|
Моргаушский
|
1
|
|
|
Порецкий
|
|
1
|
|
Урмарский
|
1
|
1
|
|
Цивильский
|
|
|
3
|
Чебоксарский
|
1
|
2
|
|
Шемуршинский
|
|
1
|
|
Шумерлинский
|
|
|
1
|
Ядринский
|
3
|
4
|
|
Яльчикский
|
|
|
|
Янтиковский
|
|
3
|
|
г.
Алатырь
|
3
|
2
|
3
|
г. Канаш
|
2
|
2
|
|
г.
Шумерля
|
|
4
|
|
г.
Новочебоксарск
|
2
|
7
|
1
|
г. Чебоксары
|
3
|
2
|
9
|
Всего
|
25
|
42
|
21
|
Эксперты отмечают, что с каждым конкурсом возрастает уровень методической грамотности педагогов -
участников республиканских конкурсов, использование ими современных форм и
методов, поиск собственных подходов в
решении проблем психолого-медико-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
формирования здорового образа жизни. Формируется новое понимание проблемы
обучения здоровью, роли педагога в этом процессе (результат систематического
проведения обучающих семинаров,
семинаров-тренингов отделами обучения здоровья, коррекции и развития центра,
сетью муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)).
-
ежегодный
мониторинг экспертно-диагностической функции
психолого-медико-педагогических комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено 3 577 детей (направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году –
3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения - 1 223), в 2008 календарному году - выявлено 4 692 детей (направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения 1 247 человек), рисунок 7.
Рисунок 7 – Данные мониторинга
экспертно-диагностической функции ПМПК
за 2006 – 2008 гг.
-
мониторинг
и учет численности детей с ограниченными возможностями здоровья проведен в мае 2009 года; он показал необходимость
формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной помощи, приложение
2, рисунок 8.
Рисунок 8 - Общее количество детей с
ОВЗ по республике
-
мониторинг
информационно-методического сопровождения профилактической деятельности
общеобразовательных учреждений, таблица 4;
Таблица
4 - Реализация профилактических программ в образовательных учреждениях
Чувашской Республики
Название программы
|
Авторы
|
Уровень
|
Количество школ, реализующих данную
программу
|
«Здоровье»
|
В.Н.
Касаткин и др.
|
федерал.
|
6
|
«Обучение
здоровью»
|
Л.Ф.Шатохина
и др.
|
федерал.
|
11
|
«Обучения
жизненным навыкам»
|
Н.
Майорова, Е.Чепурных
|
федерал.
|
7
|
«О тебе и
о твоих друзьях»
|
Е.Г.Малова,
О.А.Шашкарова
|
регион.
|
14
|
«Смотри
по жизни вперед»,
|
Латышев
Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д.
|
федерал.
|
3
|
«Полезные привычки, навыки, выбор»
|
Гречаная
Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.
|
федерал.
|
6
|
«Все
цвета, кроме черного»
|
Безруких
М.М. и др.
|
федерал.
|
4
|
-
мониторинг
отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.
Проведение совещаний, семинаров, научно-практических
конференций и других мероприятий по вопросам психолого-медико-социально-правовой
помощи в системе образования республики
Одним из направлений деятельности центра является организация и проведение республиканских мероприятий,
участие в международных, межрегиональных, республиканских совещаниях, семинарах, научно-практических
конференциях и др., таблица 5.
Таблица 5 – Перечень мероприятий за
2008 – 2009 учебный год
Дата
|
Мероприятие, количество участников
|
1
|
2
|
11.06.2008г.
|
Финал
IV
республиканский конкурс «Дефектолог года 2008» - финал (60 чел.)
|
20.11.2008г.
|
Республиканский
Форум «Чувашия без табака» (200 чел.)
|
28.11.2008г.
|
Республиканский
практикум «Культура здорового образа жизни: инновационные технологии» (87
чел.)
|
05.12.2008г.
|
Республиканский
семинар-практикум «Школа мастерства для логопедов» на базе МДОУ «Детский
сад «Ласточка» г. Новочебоксарск (36
чел.)
|
09.12.2008г.
|
Межрегиональная
конференция «Практика взаимодействия органов власти, общественных организаций
и СМИ Поволжья с целью профилактики девиантных проявлений в обществе и
раскрытия созидательного потенциала молодежи» (125 чел.)
|
17.12.2008г.
|
Республиканский
семинар – совещание для руководителей муниципальных служб психологического
сопровождения «Психологическое сопровождение как фактор профилактики
отклоняющегося поведения обучающихся»
на базе МОУ «Центр диагностики и консультирования» п. Вурнары (45 чел.)
|
06.01.2009г.
|
Финал
республиканского конкурса сочинений «Доброе письмо» для детей с ограниченными
возможностями здоровья (35 чел.)
|
19.02.2009г.
|
Республиканский
семинар-практикум для организаторов воспитательной работы с детьми «группы
риска» (25 чел.)
|
27.02.2009г.
|
Заседание
Координационного Совета психологической службы образования Чувашской
Республики (19 чел.)
|
27.02.2009г. - 28.02.2009г.
|
Научная
конференция молодежи «Наука. Творчество. Развитие» (300 чел.)
|
25.03.2009г.
|
Республиканская
научно-практическая конференция на тему: «Профилактика созависимого и
асоциального поведения у детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Чувашской Республики» (30 чел.)
|
02.04.2009г.
|
Республиканский
семинар-практикум «Современные технологии
профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (37
чел.)
|
15.04.2009г.
|
Республиканский семинар для
учителей начальных классов С(К)ОУ VIII вида на тему: «Пути и методы совершенствования
коррекции в обучении и воспитании» на базе РГОУ «Калининская специальная
(коррекционная) школа-интернат» (50 чел.)
|
28.04.2009г.
|
Республиканский
семинар по организации летнего отдыха детей и подростков (25 чел.)
|
29.04.2009г.
|
Круглый
стол «Полезная практика: реальные альтернативы»- результаты, опыт, перспектива» (25 чел.)
|
07.05.2009г.
|
Круглый
стол для участников республиканского конкурса «Педагог-психолог-2009»,
прошедших на II
тур (12чел.)
|
14.05.2009г.
|
Круглый
стол для участников республиканского конкурса «Дефектолог -2009», прошедших
на II
тур (12чел.)
|
Продолжение таблицы 5
|
1
|
2
|
14.05.2009г.
|
Научно-практическая
конференция «Современные подходы к комплексной реабилитации детей с
ограниченными возможностями» на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями» (100 чел.)
|
18.05.2009г.
|
Республиканская
научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в Чувашии: опыт и
перспективы развития» с участием фламандских коллег Королевства Бельгия на базе МОУ «СОШ № 59» г.Чебоксары (80
чел.)
|
25.05.2009г.–27.05.2009г.
|
Проведение
мастер-классов для участников II тура республиканского конкурса
«Педагог-психолог- 2009» на базе МОУ
«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» г. Чебоксары (35
чел.)
|
03.05.2009г.
|
Финал
республиканского конкурса «Педагог-психолог – 2009» (56 чел.)
|
10.05.2009г.-11.05.2009г.
|
Проведение
мастер-классов для участников II тура республиканского конкурса
«Дефектолог – 2009» (37 чел.)
|
16.05.2009г.
|
Финал
республиканского конкурса «Дефектолог -2009» (64 чел.)
|
17.06.2009
|
Межрегиональная
научно-практическая конференция «Возможности метода «Школьная медиация» в
образовательно-воспитательной системе» в г. Москва (100 чел.)
|
18.06.2009г.-19.06.2009г
|
Научно-практическая
конференция «Методы ранней профилактики жестокого и пренебрежительного обращения
с детьми» в рамках проекта
«Комплексная медико-образовательная программа «Ребёнок в безопасном мире»,
получившего гранд Национального Благотворительного Фонда (на основании
распоряжения Президента РФ) в г. Москва (100 чел.)
|
01.07.2009г.-09.07.2009г.
|
Семинар-тренинг
« Школьная медиация: возможности и подходы» (40 чел.)
|
Обеспечение
выявления детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; проведение комплексного диагностического обследования
несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение условий, необходимых для получения ими
образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по
направлению муниципальных
психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в особо сложных и спорных
случаях; координация и экспертиза
деятельности муниципальных ПМПК,
психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений (деятельность
Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии)
В
Республике Чувашия сегодня 14 636
детей с ограниченными возможностями здоровья (2008 – 12 483), в том числе
4 800 детей-инвалидов (2008 – 5 656). Число детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличивается наряду с процессом уменьшения
инвалидизации детского населения. В 2008 году системой психолого-медико-педагогических
комиссий определено 4 692 ребенка,
в том числе 1 247 направлено в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения (в 2007г. – 3 787,
1 223), рисунок 7.
Функционирует дифференцированная
сеть специализированных образовательных учреждений (2000 г. - 22, 2009г. - 19),
в которых обучается более 2 000 дошкольников (14% от общего количества
детей с ограниченными возможностями здоровья), 1730 детей школьного возраста (12%), в специальных (коррекционных)
классах в образовательных учреждениях общего типа – 135 (1%), по специальным
(коррекционным) программам – 1 401 (9 %), на дому – 399 (3 %), 6 413
(44%) интегрируются в образовательное
пространство, в большинстве случаев «механически». 745 (5%) детей, имеющих сложный
дефект, находятся вне зоны образовательного поля, и требуют наиболее
пристального внимания, так как «необучаемых» детей - нет.
За период с января 2008г. по июнь
2009г. Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией обследовано 2
600 человек, из них:
- проконсультировано 868 детей;
- направлено на стационарное обследование
– 225;
- направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения – 718, рисунок 9;
- рекомендовано обучение по С(К) программам
в образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 216;
- рекомендовано динамическое
наблюдение дефектолога – 90;
- рекомендовано обучение по С(К)
образовательным программам для детей с глубокой умственной отсталостью – 54;
- рекомендовано продолжить обучение
по программе С(К)ОУ VIII вида - 308;
- не подлежат обучению по программам
общеобразовательной школы и С(К)ОУ VIII
вида – 60;
- имели/имеют показания к обучению
по С(К) образовательным программам – 61 несовершеннолетний старше 15-ти лет.
Сравнительные показатели РПМПК
представлены в виде диаграммы, рисунок 9.
Рисунок 9 - Данные за 2006 – 2009гг. по комплектованию С(К)ОУ
1
- обучение С (К) ОУ I-II вида
2
- обучение в С (К) ОУ III-IV вида
3-
обучение в С (К) ОУ V
вида
4
-обучение в С (К) ОУ VI
вида
5
– обучение в С (К) ОУ VII
вида
6
-обучение в С (К) ОУ VIII вида
7
-обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида
Проведено 273 заседания (выездные
заседания в городах и районах Чувашской Республики, в Республиканской
психиатрической больнице № 3 проводились согласно утвержденному графику).
Приоритетной задачей РПМПК является обеспечение каждого ребенка,
имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой
обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так
же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями
здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии,
сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.
Специалистами центра в течение 2008-2009
учебного года проведено 6800 консультаций, 4230 коррекционно-развивающих занятия для
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся
поведением. Сравнительные показатели представлены в виде диаграммы, рисунок 10.
Рисунок 10 - Количество занятий и консультаций за 2006-2007, 2007-2008
и 2008-2009 учебные годы
Была оказана психологическая помощь
по следующим проблемам: суицидальное поведение, нарушение
взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в общении с людьми,
заикание и др. В более сложных случаях оказывалась специализированная
психотерапевтическая и психиатрическая помощь.
Регулярно проводились сеансы психофизической
разгрузки для детей и взрослых с использованием
оборудования АУРА-системы
«Протеус» светомузыкальной
ритмостимуляции психофизической разгрузки и АУРА-системы «Фотстрим» параметрического контроля
психофизической разгрузки с функцией биообратной связи.
Продолжила работу республиканская
бригада экстренной психологической помощи «Доверие» по письмам, жалобам и
заявлениям граждан и образовательных учреждений республики, срочным вызовам,
таблица 6.
Таблица
6 – Деятельность республиканской бригады экстренной психологической помощи
«Доверие» за 2008 – 2009 учебный год
Дата
|
Цель выезда
|
Результаты работы
|
Место работы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
08.10.08г.
|
Изучение
психологического климата 3 «В»
класса.
|
Даны
рекомендации педагогу, Степановой Л.С., по применению демократического стиля
поведения с детьми и установления их психологических и характерологических особенностей.
|
МОУ
«СОШ № 38»
г. Чебоксары.
|
10.10.08г.
|
Изучение
психологического климата 8 «В» класса.
|
Администрации
школы рекомендована организация психолого-педагогического сопровождения
класса и консультационно-методической поддержки МОУ «Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья».
|
МОУ
«СОШ № 53»
г.
Чебоксары.
|
27.01.09г.
|
Диагностика
личностных особенностей призывной молодежи
|
Определен
психологический статус, даны рекомендации
|
Сборный
пункт г. Канаша по призыву молодежи ЧР.
|
28.01.2009г.
|
Методическое
сопровождение студентов ЧГПУ, оказание психологической помощи
|
Обучающий
семинар, психологическое консультирование
|
Новотроицкая воспитательная колония
|
Продолжение таблицы 6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
осужденным
несовершеннолетним
|
|
|
26.03.09г.
|
Изучение
психологического климата педагогического коллектива.
|
Администрации
школы, педагогу-психологу даны рекомендации по вопросам педагогической
компетентности, применению демократического стиля поведения с педагогическим
коллективом. Запланированы тренинговые занятия для педагогов, методическое
сопровождение деятельности педагога-психолога
|
РГОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2» г. Чебоксары
|
В целях укрепления методической базы
и повышения эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения
образовательного процесса в конце 2008 года 15 специальным (коррекционным)
образовательным учреждениям и 5 учреждениям, реализующим проекты по интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в
среду сверстников, подобрана и доведена методическая литература по вопросам
психологии, дефектологии, логопедии в количестве 121 книги. Данный процесс
позволит вывести специальное образование на более качественный уровень и поможет
учреждениям стать своеобразными методическими центрами сопровождения
образовательных учреждений общего типа.
Координация
и методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в
образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного
процесса навыков и осознания ценности
здорового образа жизни
«Лаборатория обучения здоровью» в
2008-2009 учебном году в целях внедрения в образовательный процесс
инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование здорового
образа жизни, продолжила проведение обучающих семинаров-тренингов, на которых
рассматривались необходимые элементы методологии первичной профилактики.
В
феврале-марте 2009 года был
проведен второй этап мониторинга
методического обеспечения профилактического пространства районов и городов республики.
По данным мониторинга профилактической деятельности общеобразовательных
учреждений, в настоящее время в
Чувашской Республике в организации антинаркотической работы реализуется около 20
различных профилактических программ, таблица 4.
Выборочно в школах республики
используется программа «Основы здорового образа жизни» (Саратов, 2001),
универсальная программа профилактики (авторы - Д.В.Колесов, Л.П.Николаева),
региональная программа А.Д.Димитриева «Твое здоровье, школьник» (на чувашском
языке), а также «Мой выбор», «Перекресток» и др.
В школах
Калининского района г.Чебоксары успешно реализуется программа «Здоровое детство
– здоровое будущее». В 117 школах Чувашии разработаны и внедряются рабочие программы, разработанные педагогами
республики и адаптированные к конкретным условиям и ресурсам. В 28 учреждениях
начального и среднего профессионального образования в течение трех лет
реализуется профилактическая программа «Полезная практика: реальные
альтернативы».
Следует отметить,
что в учреждениях образования республики
за последние годы существенно
увеличились информационно-методические ресурсы за счет использования
профилактических программ различного уровня,
системного обучения специалистов
образования, грамотного подбора
специальной литературы и свободного доступа к информации в интернете.
Благодаря этому наметились позитивные изменения
в качестве методического
сопровождения в области превентивного обучения.
Опыт
профилактической работы, накопленный в нашем регионе, продолжает развиваться.
Немало школ в республике, где
деятельность педагогического коллектива по профилактике употребления
психоактивных веществ осуществляется неформально и грамотно.
Однако изучение
уровня возможностей и потребностей педагогов показало, что в организации
профилактической работы есть целый ряд
проблем, негативно влияющих на ее эффективность, это: отсутствие системного,
комплексного подхода в организации профилактической работы с учащимися,
некомпетентность части педагогического
корпуса в вопросах понимания стратегии
первичной профилактики, методологии превентивного обучения, а также слабая
научно-методическая подготовка в разработке и использованию профилактических программ.
На базе РГОУ «Порецкий детский дом» в
рамках реализации проекта «Сигнал» по профилактике суицидального поведения в
2009г. с воспитанниками проведено 3 интерактивных тренинга по профилактике
ПАВ-зависимости, формированию жизненных навыков, 5 тренинговых психологических
занятий и 16 индивидуальных консультаций.
В течение 2008
- 2009 учебного года существенно дополнен банк презентаций федеральных и региональных
профилактических программ. Данная
работа будет продолжена.
Основная деятельность по формированию дополнительных компетенций
педагогов в области превентивного обучения проводилась на базе ГОУ «Чувашский
республиканский институт образования» через Центр духовно-нравственного и
творческого развития личности.
Проведено 25 обучающих семинаров- тренингов по проблемам превентивного обучения, таблица
7.
Таблица 7 - Семинары- тренинги по проблемам превентивного обучения в 2008 –
2009 учебном году
Дата
|
Тема
|
Целевая группа
|
Кол-во участников
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22.10.2008г.
|
«Формирование
культуры здоровья»
|
Учителя
физкультуры
|
27
|
06,07.10.2008г.
|
«Реализация
программы «Полезная практика: реальные альтернативы»
|
Координаторы
программы
|
15
|
11,12,13. 11.2008г.
|
«Принципы и практика реализации программы «Полезная
практика: реальные альтернативы»
|
Медицинские специалисты
|
15
|
11,12,13. 11.2008г.
|
«Принципы и практика реализации программы «Полезная
практика: реальные альтернативы»
|
Преподаватели учреждений начального и среднего профессионального
образования
|
25
|
14.11.2008г.
|
«Формы и методы превентивного
обучения в деятельности классного руководителя»
|
Классные
руководители Чебоксарского района
|
27
|
12.12.2008г.
|
«Методология
обучения здоровью»
|
Социальные педагоги
|
34
|
27.01.2009г.
|
«Роль
профилактической работы с учащимися в деятельности классного руководителя»
|
классные
руководители
Янтиковского
района
|
24
|
28.01.2009г.
|
«Роль
учителя физкультуры в формировании навыков
ЗОЖ»
|
Учителя физкультуры республики
|
29
|
16.02.2009г.
|
«Методология обучения здоровью»
|
Классные
руководители Моргаушского района
|
26
|
Продолжение таблицы 7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17.02.09.
|
«Формирование
жизненных навыков»
|
Классные
руководители Моргаушского района
|
26
|
10.03.2009г.
|
«Методология
обучения здоровью»
|
Классные
руководители Аликовского района
|
31
|
16.03.2009г.
|
Роль
профилактических программ в
организации превентивного обучения и воспитания»
|
Зам.
директора по ВВР
|
30
|
17.03.2009г.
|
«Профилактика
жестокости и насилия в образовательной среде»
|
Классные
руководители Аликовского района
|
31
|
24.03.2009г.
|
Организация
превентивного воспитания и обучения в условиях детского дома
|
Педагоги
и воспитатели РГОУ «Козловский детский
дом»
|
22
|
7.04.2009г.
|
Профилактика
ПАВ и формирование жизненных навыков
|
Социальные
педагоги
|
30
|
10.04.2009г.
|
«Формы
и методы превентивного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
|
Старшие воспитатели
|
30
|
15.04.2009г.
|
«Методология
превентивного обучения»
|
Преподаватели
ОБЖ
|
27
|
16.04.2009г.
|
«Инновационные
технологии в организации здоровьесберегающей деятельности»
|
Зам.
директора по ВВР
|
21
|
22.05.2009г.
|
Организация
превентивного обучения в начальной школе
|
Учителя
начальных классов
|
25
|
23.05.2009г.
|
Формирование
навыков здорового образа жизни
|
Старшие
вожатые
|
27
|
Общее
количество участников обучающих семинаров – 522 человек.
В целях расширения республиканской Сети школ, содействующих укреплению здоровья (ШСУЗ), проведена
республиканская конференция, в
которой приняли участие более 30 школ республики (110 человек). В
ассоциацию ШСУЗ республики включены еще 2 школы:
МОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары,
МОУ «СОШ № 6» г Канаш.
Всего
в ассоциации ШСУЗ 13 школ.
Координируется программа по профилактике ВИЧ для учащихся системы
начального и среднего профессионального
образования. В ходе реализации программы проведены 3 семинаров - тренинга (9 учебных дней)
по профилактике ВИЧ-инфекции и формированию
жизненных навыков для специалистов начального и среднего профессионального
образования (обучено 45педагогов и 15
медицинских специалистов). В рамках
программы по профилактике ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем, «Полезная
практика: реальные альтернативы» для учащихся учреждений начального и среднего
профессионального образования обучены
600 учащихся и студентов.
Также проводились занятия по
профилактике жестокости и насилия с учащимися
старших классов-воспитанниками РГОУ «Порецкий детский дом».
Нужно
отметить, что деятельность школ,
направленная на сохранение и укрепление
здоровья учащихся становится более
системной, чаще применяются проектные
формы работы, педагоги уходят от глобализации целей и задач и решают конкретные
вопросы, связанные с питанием, питьевым
режимом, формами физических и эмоциональных разгрузок на уроках,
реализации конкретных программ и др.
По-прежнему значителен интерес со
стороны педагогов, специалистов органов управления образованием к циклу
обучающих семинаров, проводимых лабораторией
здоровья.
Все это помогает совместными усилиями формировать политику школ, школьную среду, как - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и
подростков.
Характеризует переход к системной
деятельности и такая составляющая как мониторинг, объектами которого являются
внутришкольная образовательная среда, готовность к здоровому образу жизни и
образ жизни учащихся и учителей (социальные условия, режим дня, питание,
досуговая деятельность, социальные риски).
Проводимая центром
деятельность по обучению использования интерактивных методов в
формировании ценностей здорового образа, формировании безопасного поведения
дает свои результаты. Значительно чаще
в информационно – просветительской,
превентивной работе педагоги стали использовать элементы тренинга, включать
методы групповой работы в структуру профилактических занятий.
Одним из важнейших факторов здоровьесберегающих образовательных
технологий является характер воздействия на учащихся родителей и педагогов.
В январе 2009 г. завершен мониторинг изучения
отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.
Всего в анкетировании приняло участие 2512 респондентов
из городов и районов республики.
55% учащихся отметили, что
обладают достаточной информацией о ПАВ, 83% считают, что в школе необходимо
проводить профилактические занятия.
Основную информацию о вредном
воздействии ПАВ учащиеся получают: от родителей- 10%, от педагогов- 51%, от
медицинских работников -32%. Наибольшей достоверностью для них является информация, полученная от
педагогов -40%, медицинских работников-38% , родителей- 22%.
Безусловно, школа, педагоги имеют
огромный, не полностью задействованный пока
потенциал в области формирования жизненных навыков, ценностей здорового
образа жизни, стратегии безопасного поведения.
В 2008-2009 гг.
подготовлены и до органов управления образования республики доведены:
- инструктивное
письмо с методическими рекомендациями по
организации профилактической
работы в образовательном учреждении,
- электронное
методическое пособие «Организация работы по профилактике употребления
психоактивных веществ в условиях образовательного учреждения».
Подготовлен к
изданию методический сборник « Правовое сопровождение и психолого-педагогическая реабилитации
несовершеннолетних, освободившихся из мест
лишения свободы»
Обобщая
проделанный объем работы Центра за 2008 - 2009 учебный год, и учитывая ключевые моменты
стратегии модернизации отечественного образования, РГОУ «Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики считает необходимым продолжить работу
по приоритетные направления деятельности, развивая такие направления как:
- организация
выполнения федеральных и республиканских нормативных документов, регламентирующих
деятельность СППО;
- разработка
предложений по развитию республиканского законодательства в пределах своей
компетенции;
- подготовка предложений по научно-исследовательским и научно-практическим
проектам в области СППО для включения их
в республиканские и федеральные проекты и программы развития образования;
- организация и
проведение совместно с образовательными учреждениями социально-психологического
мониторинга, мониторинга здоровья и развития обучающихся в республиканской
образовательной системе;
-
координация
и экспертиза деятельности
муниципальных ПМПК, ПМПк образовательных
учреждений;
-
координация
и методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в
образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного
процесса навыков и осознания ценности
здорового образа жизни;
-
организация
работы по переводу логопедического, дефектологического и психологического
инструментария на чувашский язык;
-
проведение
аналитико-исследовательской работы по изучению проблем асоциального поведения
молодежи и интеграции;
-
межведомственное
взаимодействие по первичной профилактике злоупотребления психоактивными
веществами, отклоняющегося поведения у детей и подростков;
-
психолого-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ;
-
создание
экспериментальных площадок в образовательных учреждениях общего типа городов и
районов республики с целью апробации интегрированного обучения, связанного с
развитием и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оснащение экспериментальных площадок специальными (коррекционными) программами,
необходимыми для полноценной реализации определенного образовательного
маршрута.
Директор Е.Ю. Осипова
|