Отчеты работы организации

 

2009 год

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Республиканского государственного образовательного учреждения

 «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики за 2008/2009 учебный год

 

 Центр в течение данного периода работал в соответствии с Координационным планом на 2008 - 2009 учебный год. Деятельность основывалась на концептуальном подходе, базировалась на системных представлениях  об образовательной деятельности и проектных формах взаимодействия специалистов центра со всеми субъектами образовательного процесса и службы практической психологии образования.

Приоритетные направления деятельности:

 - координация и развитие службы практической психологии образования (СППО) в городах и районах Чувашской Республики;

- обеспечение информационного и организационного единства СППО в городах и районах Чувашской Республики;

- организация выполнения федеральных и республиканских нормативных документов, регламентирующих деятельность СППО;

- разработка предложений по развитию республиканского законодательства в пределах своей компетенции;

- подготовка предложений по научно-исследовательским и научно-практическим проектам в  области СППО и специального образования для включения их в республиканские и федеральные проекты и программы развития образования;

- организация и проведение мониторингов: социально-психологического мониторинга (совместно с образовательными учреждениями), мониторинга здоровья и развития обучающихся в республиканской образовательной системе и др.

- проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий по вопросам психолого-медико-педагогической сопровождения в системе образования республики;

- обеспечение выявления детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (деятельность Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии);

- проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение  условий, необходимых для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных  психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в особо сложных и спорных случаях (деятельность Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии);

- координация и экспертиза  деятельности муниципальных  ПМПК, психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений;

- координация и методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного процесса  навыков и осознания ценности здорового образа жизни.

 

Координация и развитие службы практической психологии образования (СППО) в городах и районах Чувашской Республики

 В целях координации и развития ССПО республики в 2008 – 2009 учебном году были проведены мониторинг ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), являющихся частью СППО республики, и мониторинг кадрового обеспечения деятельности СППО республики.

Результаты позволили определить основные кадровые и материально-технические проблемы:

- низкий уровень материально-технического и методического обеспечения;

- недостаточное кадровое обеспечение.

  Анализ мониторингов представлен в таблице 1, приложение 1, рисунке 1. 

Таблица 1 - Сведения о количестве учащихся, педагогов-психологов, логопедов и социальных педагогов  в образовательных учреждениях Чувашской Республики

 (по состоянию на 01.02.2009 г.)

п/п

Наименование районов и городов

Количество учащихся

Педагоги-психологи

Социальные педагоги

Логопеды, дефектологи

1.

Алатырский

1752

5

7

1

2.

Аликовский

2577

2

12

1

3.

Батыревский

5386

8

20

2

4.

Вурнарский

4719

8

20

1

5.

Ибресинский

3317

3

8

4

6.

Канашский

4474

9

24

5

7.

Козловский

2415

3

6

-

8.

Комсомольский

3405

5

9

6

9.

Красноармейский

2044

7

5

1

10.

Красночетайский

1983

2

9

1

11.

Мар-Посадский

2478

7

8

1

12.

Моргаушский

4073

8

9

3

13.

Порецкий

1495

2

2

1

14.

Урмарский

3020

7

2

2

15.

Цивильский

3783

4

14

26

16.

Чебоксарский

5309

6

10

6

17.

Шемуршинский

1879

3

10

1

18.

Шумерлинский

1294

1

2

1

19.

Ядринский

3807

9

22

2

20.

Яльчикский

2903

1

9

3

21.

Янтиковский

2186

3

12

1

22.

г. Алатырь

3399

4

7

2

23.

г. Канаш

5232

15

12

11

24.

г. Шумерля

11166

3

6

5

25.

г. Новочебоксарск

3048

40

21

33

26.

г. Чебоксары

41170

76

72

36

 

Всего:

128 314

241

338

156

Анализ показывает, что состав профессионального сообщества СППО изменился по сравнению с прошлым годом: количество педагогов-психологов уменьшилось на 128 человек, учителей-логопедов/дефектологов  - на 55 чел., количество социальных педагогов увеличилось  на 13 человек.

 


Рисунок 1 – Состав профессионального сообщества СППО

 

В Чувашской Республике в настоящее время функционируют 25 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центров/ служб), из них 1 – государственное, 24 – муниципальных. В них  работает 137 специалистов (руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды (дефектологи), методисты, врачи-психиатры и др.).  Продолжается  процесс изменения сети  ППМС - центров/служб.

 В 2008/2009 учебном году перестал функционировать центр в Чебоксарском районе (деятельность продолжена куратором психологической службы). В октябре  2008 года в г. Шумерля возобновила работу ликвидированная структура, как «Методический центр по работе с семьей» на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (приложение 1).

Исследования также показали, что появляются новые модели образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб). Так, например, в штатное расписание Центра диагностики и консультирования Комсомольского района вошли все учителя-логопеды и педагоги-психологи, работающие на территории района. Рабочие места специалистов организованы в разных образовательных учреждениях. Из 73,3 % учреждений, действующих как структурные подразделения городского/районного управления образования, психолого-логопедическая служба г. Новочебоксарск, муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Чебоксары готовят нормативно-правовую базу для перехода в статус юридического лица.

 4 районных центра  не имеет своего помещения (Аликовский, Канашский, Порецкий, Урмарский районы). Также нет в достаточном количестве компьютерной техники у 12 центров (Канашский, Порецкий, Алатырский, Красноармейский, Красночетайский, Моргаушский, Шемуршинского, Ядринского, Яльчикского районы и г. Алатырь).

Продолжил свою деятельность Координационный совет службы практической психологии в системе образования (Приказ Минобразования Чувашии от 12.11.04 г. № 735). Подготовлен к печати 4 выпуск информационно-методического вестника «Практическая психология образования Чувашии», проведены пятые республиканские профессиональные конкурсы «Педагог-психолог года», «Дефектолог года», первый республиканский конкурс «Социальный педагог – 2008 ». Инициировалось проведение республиканских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участниками первого республиканского конкурса «Социальный педагог – 2008 » стали 42 социальных педагога образовательных учреждений из 18 районов и городов республики.  Активное участие в конкурсе  приняли педагоги Козловского, Ядринского, Янтиковского райнов, г. Новочебоксарск.

Победители  конкурса в номинации «Социальный педагог - город»:

I место - Иштекова Надежда Викторовна, МОУ «Заволжская СОШ» г. Чебоксары;

IIместо - Тихонова Надежда Васильевна, «Гимназия № 6» г.Новочебоксарск;

III место - Антонова Галина Александровна, МОУ «СОШ  № 6» г. Канаш.

В номинации «Социальный педагог -  условия сельской местности»:

I место - Кошелькова Алена Владимировна, МОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е.Егорова»;

II место - Степанова Ольга Артемьевна, МОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района;

III место - Ахметова Анжелика Геннадьевна, МОУ «Яншихово-Норвашская СОШ» Янтиковского района.

Пятый республиканский конкурс «Педагог-психолог-2009» видоизменил свои цели. Приоритетом стало  повышение профессионального уровня и наиболее полная реализации творческого потенциала психологов, повышение престижа  СППО Чувашской Республики. В нем приняли участие 25 педагогов-психологов из районов и городов республики.

Победители и призеры:

I место - Нимакаева Ярослава Владимировна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 5» г.Канаш;

II место - Федорова Елена Геннадьевна, педагог-психолог РГОУ для детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей «Чебоксарский детский дом» Центр сопровождения приемных семей;

III  место - Кудрявцева Лариса Юрьевна, педагог-психолог МОУ «Центр образования № 2» г. Чебоксары и Миронова Наталия Александровна, педагог-психолог МОУ «Центр диагностики и консультирования «Доверие» отдела образования, физической культуры и спорта  администрации Моргаушского района.

Всего за 5 лет (2005-2009годы)   в республиканском конкурсе «Педагог-психолог» приняли  участие 114 педагогов-психологов из 17 районов и городов республики (таблицы 2 – 3, рисунок 2).

В республиканском конкурсе «Дефектолог - 2009» приняли участие 21 человек из 8 районов и городов республики: Алатырского (3), Ибресинского (1), Комсомольского (2), Красночетайского (1), Цивильского (3), Шумерлинского (1) районов,  г. Новочебоксарск (1) и г. Чебоксары (9). 

Победители:

В номинации «Специальная педагогика» (уровень – специалисты):

I место - Меморская Надежда Львовна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции речи детей № 37 «Ласточка» г.Новочебоксарск;

II место - Иванова Венера Ивановна, учитель-логопед РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2»;

III место - поделили Романова Ольга Андреевна, учитель-логопед МОУ «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа» Шумерлинского района и Ходжаева Елена Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» г.Чебоксары.

В номинации «Специальная педагогика» (уровень – педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений):

I место - Михайлова Светлана Петровна, учитель начальных классов РГС(К)ОУ «Начальная школа- детский сад для детей с нарушениями речи № 2»;

II  место - Александрова Светлана Владимировна, учитель начальных классов РГОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2»;

III место - поделили Матросова Татьяна  Макаровна, воспитатель РГОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и Андреева Елена Андреевна, воспитатель группы продленного дня РГС(К)ОУ «Начальная школа- детский сад  для детей с нарушениями речи № 2».

Победителем «Сюрприз-номинации» стала Андрейчук Ольга Николаевна,учитель-логопед РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2» за активную профессиональную позицию.

По результатам 5 лет (2005-2009годы) в конкурсе приняли участие 65 специалистов из 13 районов и городов республики (таблицы 2 – 3, рисунок 2).

Республиканский конкурс творческих мастерских «Солнышко» для детей с ограниченными возможностями здоровья проводился впервые с целью совершенствования социальной адаптации детей, интеграции их в среду здоровых сверстников с помощью развития познавательных и творческих способностей, стимуляции духовного потенциала. В конкурсе приняли участие учащиеся из 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений районов и городов республики.

Конкурс позволил выявить музыкальные и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья, возможности самореализации в художественно-творческой деятельности.

03.12.2008 г., в Международный день инвалидов, состоялся финальный этап конкурса. По итогам победителями и призерами стали:

I место - РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»;

II место - РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих слабослышащих и позднооглохших»;

III место - РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 и РГС(К)ОУ «Начальная  школа – детский сад с нарушениями речи № 2» г.Чебоксары.

Также впервые был проведен республиканский конкурс сочинений «Доброе письмо», в котором приняли участие воспитанники  8  специальных (коррекционных) образовательных учреждений (85 сочинений).

Победители и призеры:

I место - Давыдов Дмитрий, ученик 8 класса РГОУ «Цивильская  специальная (коррекционная) школа-интернат № 1»;

II место разделили между собой Панфилова Ольга, ученица 6 класса РГОУ «С(К)ОШ № 1» и Максимов Евгений, ученик 3 класса РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2»;

III место разделили между собой Иванова Кристина, ученица 8 класса РГОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», и Иванов Богдан, ученик 3 класса РГС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи № 2. «Приз читательских симпатий» вручен Кульевой Елене, ученице 4 класса РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Аналитические данные участия в конкурсах профессиональных сообществ представлены в виде диаграммы, рисунок 2.


Рисунок 2 -  Республиканские профессиональные конкурсы

(2004 – 2009 учебные годы)

Сеть центров/служб активно занимается проектной деятельностью, что способствует развитию СППО республики в целом (приложение 1).

 

Обеспечение информационного и организационного единства СППО в городах и районах Чувашской Республики

Систематически проводились заседания Координационного Совета психологической службы образования Чувашской Республики, на которых анализировались инструктивные письма Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобразования России, проект предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы («Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, «Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636), план проведения и результаты 4 ежегодных республиканских мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и др.), даты проведения – 11.02.2009 г., 21.05.2009 г., планируется проведение заседаний в сентябре и декабре 2009 г.),  участники – руководители ППМС-центров/служб (члены Координационного Совета).

Подготовлен к изданию четвертый «Информационно-методический вестник службы практической психологии образования Чувашии», на страницах которого представлены авторские разработки победителей республиканских конкурсов «Педагог-психолог - 2009», «Дефектолог - 2009», методические сборники по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях, психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, находившихся в местах лишения свободы, организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в условиях профильного лагеря.

 

Разработка предложений по развитию республиканского законодательства в пределах своей компетенции

 Во исполнения запроса Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2009 года № 23-2/10/1-665 «О предоставлении информации о реализации комплекса мер по развитию гибких форм занятости», поручения Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.01.2009 г. № 02/05-77 приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 11.02.2009 г. № 310 утвержден План мероприятий по выполнению комплекса мер по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также организация обучения этих лиц методам реабилитации. Отправлен первый отчет по его выполнению.

В рамках реализации указанного Плана системой психолого-медико-педагогических комиссий (республиканская ПМПК, ПМПК г. Чебоксары, ПМПК г. Новочебоксарск) ведется постоянное консультирование родителей (иных законных представителей), представляющих интересы ребенка (за период январь – апрель 2009 г. проконсультировано 1254 чел.). РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (республиканская ПМПК) во время выездных заседаний проводится информационно-методическая работа с педагогическими, медицинскими и социальными работниками по вопросам интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство, социализации, сопровождению их семьи. До родителей (иных законных представителей) доведен график консультаций по вопросам обучения практическим методам коррекции, развития, абилитации и реабилитации. Создается информационная база данных о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, учреждениях, которые могут быть рекомендованы родителям (иным законным представителям) в случаях возникновения трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку. В создаваемую базу вошла сеть республиканских государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), место расположения – сайт республиканского центра. РГОУ «Центр психолого-педагогичекой реабилитации и коррекции» разрабатывается программа семинаров-практикумов «Лесенки» для родителей детей со сложной структурой дефекта и детей с ранним детским аутизмом, проведение которых планируется в июне – августе 2009 г. на базах муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), готовится электронный сборник методических рекомендаций для родителей (иных законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка, по вопросам социализации и оказанию коррекционно-развивающей помощи детям со сложной структурой дефекта «Мой маленький мир». В феврале 2009 г. ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» разработана программа курсовой подготовки специалистов по обучению методам абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», 108 ч.

В рамках выполнения указанного Плана в 2009 – 2010 учебном году центр будет инициировать проведение ежегодного единого дня инклюзии (интеграции) во всех образовательных учреждениях (предположительное время – май); проведение открытых семинаров-тренингов для родителей (иных законных представителей) на базах специальных (коррекционных) образовательных учреждений по обучению практическим методам коррекции и развития детей с ОВЗ; создание теле- или радиопередачи о положительных результатах социализации и развития  детей с ОВЗ (цель – расширение информационного пространства, изменение отношения к людям с ОВЗ, в том числе инвалидам).

В целях развития дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.02.2009 года № 235 открыта сеть республиканских экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» на базе муниципальных образовательных учреждений: «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Шумерля, «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Канаш, «Основная общеобразовательная школа № 1 им. Г.О. Бабакина» г. Новочебоксарск. Образовательный процесс для детей начнется с 1 сентября нового учебного года.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» стала центром методического сопровождения создаваемой сети надомных школ (педагогами школы разрабатывается программа обучающих семинаров по технологиям дистанционного образования с учетом региональных особенностей), до конца года планируется выход из режима эксперимента – надомная школа станет самостоятельным структурным подразделением. В данное время готовятся изменения в  Устав школы, необходимые локальные правовые акты.

В стадии разработки находится пакет правовых нормативных документов по открытию сети республиканских экспериментальных площадок «Преподавание психологии в общеобразовательной школе» на базе муниципальных образовательных учреждений: «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Чебоксары, «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Чебоксары, «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Чебоксары, «Начальная школа-детский сад г. Чебоксары», «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Чебоксары, «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Чебоксары, «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Новочебоксарск, «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Канаш, «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района, «Лицей-интернат им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары».

 На базе центра открыто Чувашское региональное отделение  Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования.

В течение года велась активная деятельность в составе рабочей группы при Координационном Совете по вопросам ювенальной юстиции. В мае 2009 года утвержден План рабочей группы по вопросам ювенальной юстиции на текущий год. В связи с этим центром разрабатывается пакет нормативных правовых документов по организации деятельности Республиканского центра медиации (основной профиль – школьная медиация).   

 

Подготовка предложений по научно-исследовательским и научно-практическим проектам в  области СППО для включения их в республиканские проекты и программы развития образования

В 2008 – 2009 учебном году продолжила развитие проектная деятельность, как один из основных методов работы центра. Реализовывались проекты:

- проект «Сигнал» (второй этап) по профилактике суицидов среди несовершеннолетних на базе РГОУ «Порецкий детский дом им. И.Н. Ульянова»  (грант Шведского благотворительного фонда). В 2008-2009 гг.  работа по психологической составляющей выстраивалась по следующим направлениям:

- индивидуальное психологическое консультирование по проблемным вопросам;

- тренинговая работа с целевыми группами;

- консультирование педагогов по вопросам воспитания детей;

- консультативно-методическая работа;

- психологическая диагностика.

Данный вид работы был разделен на 3 этапа:

I – психодиагностика уровня суицидальных явлений (методика «Сигнал» ГП «Иматон», дата проведения - 23.10.2009г.);

II – психокоррекционные занятия, тренинги по улучшению психоэмоционального фона детей и подростков (дата проведения - с 23.10.2009г. по 26.05.2009г.);

III – психодиагностика уровня суицидальных явлений с целью сравнения результатов до и после коррекционных занятий (методика «Сигнал» ГП «Иматон», дата проведения -   23.04.2009г.).

Всего за психологической помощью  обратилось 306 человек, из них 283 – дети и подростки, 23 – педагоги. Подростки обращались по следующим  проблемным вопросам:

-взаимоотношения полов;

- трудности в межличностном общении;

- неуверенность в себе;

- поиск себя и своего будущего;

-  профориентация;

- школьная дизадаптация.

Был организован цикл тренинговых занятий (основные цели - снижение уровня тревожности и агрессии, повышение эмоционального фона, улучшение межличностных взаимоотношений, обучение психологическим техникам и упражнениям по преодолению стресса,  планирование своей деятельности, будущего, повышение  уверенности в себе и  мотивации к учебной деятельности). С детьми групп риска проводилась тренинговая работа по темам: «Я - индивидуальность», «Я выбираю добро», «Программирование моего настроения», «Кризисные ситуации и методы их преодоления», «Программирование своего будущего», «Психологические техники». Временной анализ:

- 26.09.09 г. организовано индивидуальное консультирование по проблемным вопросам. За психологической помощью обратилось 14 подростков. Воспитанники отмечали трудности адаптации в общеобразовательной школе;


- 23.10.09 г. с целью выявления уровня суицидальных наклонностей была проведена психологическая диагностика с подростками по методике  «Оценка суицидального риска «Сигнал», ГП «Иматон». В эксперименте работали учащиеся 9-11 классов (опрошено 50 респондентов).  Использовалась комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование и методы математико-статистической обработки. Анализ проведенной работы, показал следующие результаты:

 

Рисунок 3 - Оценка уровня суицидального риска подростков

 

Результаты исследования определили необходимость проведения психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей «групп риска» (высокий и средний показатели уровня суицидального риска, 20 респондентов).

- 28.10.2008г. проведено групповое занятие с воспитанниками по теме: «Я - индивидуальность» с целью повышения уверенности в себе и улучшения настроения. Участвовало 11 воспитанников.

- 16.12.2008г. проведено тренинговое занятие с подростками по теме «Я выбираю добро» с целью снижения уровня тревожности и агрессии. В работе приняло всего 18 человек.

- 11.02.2009г. детям и подросткам было предложено ежедневное отслеживание и фиксация своего психо-эмоционального состояния с последующей записью в индивидуальной рабочей тетради «Программирование моего настроения». Данный вид  работы способствовал формированию, развитию и регулированию психически устойчивого состояния. Также учащиеся ознакомились с видами психологических техник, которые направлены на умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, участвовало 14 подростков.

- 02.03.09 г. - 03.03.09 г. проводилось тренинговое занятие с подростками групп риска по теме: «Кризисные ситуации и методы их преодоления». Проделан анализ записей в рабочих тетрадях «Программирование моего настроения», участвовало 16 воспитанников.

- 23.03.09 г. проводилось тренинговое занятие по теме: «Программирование своего будущего». Во время тренинга воспитанники открыто делились своими мечтами и желаниями, учились прогнозировать, анализировать  причины и следствия различных жизненных ситуаций. У многих подростков стоял вопрос выбора образовательного учреждения на территории Чувашской Республики. Воспитанники эмоционально высказывались по вопросам планирования своей будущей семьи. Тренинг завершался психологическим упражнением с целью улучшению  эмоционального фона, участвовало 13 подростков.

- 02.04.2009г. проведен методический семинар для педагогов по теме: «Психологические техники в учебно-воспитательном процессе», участвовало 11 педагогов.

- 23.04.09г. - 24.04.09г. проводилась психодиагностика по методике «Оценка суицидального риска «Сигнал» с детьми «групп риска» с целью сравнительной оценки уровня суицидальных явлений до и после коррекционно-развивающих занятий. В эксперименте участвовало 20 респондентов. Сравнительный анализ проведенной работы показал следующие результаты:

 


Рисунок 4 - Динамика показателей уровня суицидального риска до и после проведенных коррекционно-развивающих психологических мероприятий

 

 В ходе работы воспитанникам и педагогам данного учреждения был предложен раздаточный материал  в виде памяток с психологическими рекомендациями по профилактике стресса. 

С сентября 2009 года проект изменит структуру деятельности. Основными направлениями работы станут психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и подростков, создание Службы примирения и «команд равных» (метод школьной медиации).

-     продолжен проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С января 2007 года на базе МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары реализуется республиканская  экспериментальная программа по апробации модели «Школа надомного обучения: дистанционное образование для детей с   ограниченными  возможностями здоровья в условиях интеграции».

Ее целью является создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях  интеграции. Задачами - улучшение межсетевого взаимодействия, повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, организация новых профилей профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 3 года. В данное время завершен подготовительный этап и успешно идет реализация организационно-практического этапа, во время которых  проводилась многосторонняя работа по подготовке всех участников образовательного процесса (педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по программам «Основы дистанционного образования», «Основы специальной педагогики и психологии» - ГОУ «Чувашский республиканский институт образования», курсы повышения квалификации и методической поддержки для преподавателей и системных администраторов по программе «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет» - ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» г. Москва), дети и родители - цикл занятий по обучению компьютерной грамотности «Компьютер для всей семьи», занятия в психологической мастерской – РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», с целью успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство МОУ «СОШ № 59» проводились видеотренинги и классные часы с учащимися МОУ «СОШ № 59».

В рамках Соглашения между Федеральным агентством по образованию и Министерством   образования и молодежной политики Чувашской Республики о  сотрудничестве по реализации проекта  Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями» в декабре 2007 года «Школа надомного обучения МОУ «СОШ № 59» получила оборудование и программное обеспечение для оснащения  рабочих мест детей с ограниченными возможностями, в том числе не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (29), 6 рабочих мест для преподавателей, в 2008 году – 10 рабочих мест для преподавателей, 31 – для детей, на общую сумму более 13 млн. руб.

В настоящее время качественно организован образовательный процесс, он отвечает целям и задачам эксперимента.

С сентября 2008 года в Школе надомного обучения МОУ «СОШ № 59 г. Чебоксары» получают основное образование 20 детей разного возраста с 3-его по 11-ый класс (в 2007 году - 10). У каждого ребенка в зависимости от состояния здоровья индивидуальное расписание уроков, сочетающее в себе уроки в режиме «видеоконференция», занятия в школе и обучение на дому. Проводятся специальные занятия по умению использовать и применять в учебе информационные компьютерные технологии.

Организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение, включающее в себя внутреннее сопровождение детей и семьи классными руководителями, учителями-предметниками,  школьной кафедрой охраны здоровья детей, школьным медицинским центром. Внешнее сопровождение – консультационно-методическую, углубленную специализированную помощь всем участникам образовательного процесса оказывает   РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

У каждого ребенка в зависимости от состояния здоровья индивидуальное расписание уроков, сочетающее в себе занятия в школе и обучение на дому. Проводятся специальные занятия по умению использовать и применять в учебе информационные компьютерные технологии.

Большое внимание уделяется воспитательной работе, используются разные формы. Дети приглашаются на все школьные и классные мероприятия: «Я – большая частица маленькой Вселенной» (5-а), «Общение – это искусство», «Театр в нашей жизни» (5-г), «Мы живем друг для друга», «Я глазами своих одноклассников» (6-б), «Добро не терпит промедленья» (8-а) и другие.

Педагогическим коллективом МОУ «СОШ № 59» в 2007/2008 учебном году продолжена целенаправленная работа по проведению уроков-тренингов, интегрированных уроков, мероприятий по воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, привлечению учащихся к проведению подобных мероприятий самостоятельно. По результатам анкетирования 85 % учащихся отмечают, что после таких занятий изменилось их отношение к жизни, к тому, что их окружает. Дети стали ценить не только то, чем они обладают, но и тех людей, которые имеют ограничения возможностей.

Школа надомного обучения с 2008 года реализует межрегиональный проект «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в правовое пространство школы». Действующая волонтерская команда состоит как из детей с ограниченными возможностями здоровья, так и из их здоровых сверстников. Учащиеся-волонтеры проводят занятия с разными группами, в том числе с воспитанниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

-     продолжено внедрение проектов по развитию интегрированных и инклюзивных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: в образовательных учреждениях общего типа действуют 20 специальных (коррекционных) классов, используются дистанционные технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Действуют экспериментальные площадки на базе муниципальных образовательных учреждений: «ООШ № 1» г. Новочебоксарск («Специальные (коррекционные) классы VII вида в условиях интеграции»), «СОШ № 19» г. Чебоксары («Специальные (коррекционные) классы VII вида в условиях интеграции», «Специальный (коррекционный) класс V вида в условиях интеграции»), «Цивильская СОШ № 2» («Образование детей с ОВЗ в условиях интеграции»), «Специальный (коррекционный) класс для детей, имеющих сложный дефект» на базе РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1», «Лечебно-педагогический класс для детей со сложной структурой дефекта» на базе РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» совместно с АНО «Мой ребенок», рисунок 5.


 

 

Рисунок 5 –  Модели инклюзии и интеграции

 

Следует помнить о том, что развитие интегрированных и инклюзивных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение определенных требований к организации этой деятельности. Недопустим формальный подход к решению данного вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных образовательных учреждений и безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения общего типа без предварительного создания в них необходимых условий для организации обучения детей этой категории.

Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения.

В целях реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья государство создает условия для получения ими образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, либо соответствующие  функции берет на себя иное образовательное учреждение, организующее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей со сложным дефектом. В связи с этим с 2006 года на базе РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» реализуется экспериментальная образовательная программа для детей, имеющих сложной дефект «Лечебно-педагогический класс» (4 года обучения).

Данная программа, в качестве экспериментальной, реализуется совместно с автономной некоммерческой организацией «Мой ребенок». Программа составлена специалистами, работающими с «особыми» детьми уже более 10-ти лет.

Цель программы – социализация через развитие индивидуальности ребенка и формирование жизненно необходимых навыков. В классе обучается 6 детей в возрасте детей от 12 до 17 лет. Это дети,  изначально исключенные из системного процесса обучения всех образовательных учреждений города. Программа дает реальные результаты. За время обучения у детей сформировался стойкий познавательный интерес, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, появилась сознательность, ответственность за свои поступки, у не говорящих и мало говорящих детей (3 ребенка) повысилась речевая активность. Очень важно, что родители поверили в своих детей и теперь они живут рядом с ними, а не за них.

Наш опыт  не нов, мы не стремимся «изобрести велосипед», ищем пути, исходя из реальных возможностей, и твердо придерживаемся принципа: «необучаемых детей – нет»! И все в совокупности приносит качественные результаты. В республике с 2009 – 2010 учебного года в режиме экспериментальной площадки планируется организация деятельности классов для детей, имеющих сложный дефект, в республиканском государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Кугесьская специальная (коррекционная) школа-интернат» для детей, находящихся в доме-интернате системы министерства здравоохранения и социального развития.

Однако в обеспечении детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованием и психолого-медико-педагогическим сопровождением имеется ряд недостатков и нерешенных проблем. Существующая дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений не в полной мере удовлетворяет потребности детей с различными нарушениями развития. Только около 40 % детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста имеют возможность получить квалифицированную помощь в специализированных учреждениях.  Особо остро стоит проблема организации логопедической помощи. Не достаточно быстро развиваются интегрированные и инклюзивные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательных учреждениях общего типа, проблемно - система обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития.

Для решения существующих проблем необходимо:

-     развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков развития детей;

-     развитие системы мониторинга и учета численности детей с ОВЗ; наличия условий для получения ими образования;

-     обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ; создание во всех ОУ условий для получения образования детьми с ОВЗ, создание условий для получения всеми детьми с ОВЗ общего образования по месту их жительства;

-     организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ;

-     формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции. 

-     завершается подготовительный этап проекта «Крепость» - организация психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим психоактивными веществами: разработана и утверждена Коллегией министерства образования и молодежной политики Чувашской республики коррекционно-реабилитационная программа, с которой ознакомлены заинтересованные министерства и ведомства; проводятся ремонтно-хозяйственные работы и материально-техническое оборудование (в рамках Соглашения между Чувашской Республикой и Федеральным агентством по образованию на его реализацию (материально-техническое обеспечение) предоставлена субсидия из федерального бюджета в объеме 5000,0 тыс. рублей), рисунок 6.

 


 

Рисунок 6 - Программа психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ «Крепость»

 

Организация и проведение мониторингов: социально-психологического мониторинга (совместно с образовательными учреждениями), мониторинга здоровья и развития обучающихся в республиканской образовательной системе и др.

 

Мониторинговые исследования проводились по следующим вопросам:

-     мониторинг ресурсного обеспечения образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров/служб), являющихся частью СППО республики и мониторинг кадрового обеспечения деятельности СППО республики, таблица 1, приложение 1, рисунок 1;

-     статистический анализ участия образовательных учреждений в  республиканских  конкурсах в сравнении 2007/2008 – 2008/2009 учебные года представлен в таблицах 2 и 3.

 

Таблица 2 – Статистический анализ участия образовательных учреждений в республиканских конкурсах за 2007-2008 учебный год

Районы

Республиканские конкурсы

«Педагог -психолог- 2008»

«Дефектолог-

2008»

«Разработка и апробация программ по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

 

«Социальный педагог - 2008»

 

Алатырский

 

2

 

 

Аликовский

 

 

 

2

Батыревский

 

 

 

 

Вурнарский

1

1

 

 

Ибресинский

 

2

 

1

Канашский

1

 

 

1

Козловский

 

 

1

3

Комсомольский

2

1

 

1

Красноармейский

 

 

 

1

Красночетайский

 

 

 

 

Марпосадский

2

 

 

 

Моргаушский

 

 

 

 

Порецкий

 

 

2

 

Урмарский

 

1

2

1

Цивильский

4

1

 

 

Чебоксарский

 

 

2

 

Шемуршинский

 

 

 

 

Шумерлинский

 

 

3

 

Ядринский

 

 

 

 

Яльчикский

 

 

 

 

Янтиковский

 

 

 

 

г. Алатырь

1

 

 

 

г. Канаш

1

1

3

1

г. Шумерля

1

1

7

1

г. Новочебоксарск

4

4

8

1

г. Чебоксары

7

7

 

1

Всего

24

21

28

14

 

Таблица 3 - Статистический анализ участия образовательных учреждений в республиканских конкурсах за 2008-2009 учебный год

 

Районы

Республиканские  профессиональные конкурсы

«Педагог-психолог – 2008»

«Социальный педагог-2008»

«Дефектолог – 2008»

 

Алатырский

 

 

 

Аликовский

 

2

 

Батыревский

 

 

 

Вурнарский

 

1

 

Ибресинский

 

2

1

Канашский

2

 

 

Козловский

1

3

 

Комсомольский

3

2

2

Красноармейский

1

1

 

Красночетайский

 

 

1

Марпосадский

2

2

 

Моргаушский

1

 

 

Порецкий

 

1

 

Урмарский

1

1

 

Цивильский

 

 

3

Чебоксарский

1

2

 

Шемуршинский

 

1

 

Шумерлинский

 

 

1

Ядринский

3

4

 

Яльчикский

 

 

 

Янтиковский

 

3

 

г. Алатырь

3

2

3

г. Канаш

2

2

 

г. Шумерля

 

4

 

г. Новочебоксарск

2

7

1

г. Чебоксары

3

2

9

Всего

25

42

21

Эксперты отмечают, что с  каждым конкурсом возрастает   уровень методической грамотности педагогов - участников республиканских конкурсов, использование ими современных форм и методов, поиск  собственных подходов в решении проблем психолого-медико-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни. Формируется новое понимание проблемы обучения здоровью,  роли педагога  в этом процессе (результат систематического проведения  обучающих семинаров, семинаров-тренингов отделами обучения здоровья, коррекции и развития центра, сетью муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)).

-     ежегодный мониторинг экспертно-диагностической функции  психолого-медико-педагогических комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено  3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  - 1 223), в  2008 календарному году - выявлено  4 692 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 247 человек), рисунок 7.


Рисунок 7 – Данные мониторинга экспертно-диагностической функции  ПМПК

 за 2006 – 2008 гг.

 

-     мониторинг и учет численности детей с ограниченными возможностями здоровья  проведен в мае 2009 года; он показал необходимость формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной помощи, приложение 2, рисунок 8.

 


Рисунок 8 - Общее количество детей с ОВЗ по республике

-     мониторинг информационно-методического сопровождения профилактической деятельности общеобразовательных учреждений, таблица 4;

Таблица 4 - Реализация профилактических программ в образовательных учреждениях Чувашской Республики

 

Название программы

 

Авторы

 

Уровень

Количество школ, реализующих данную программу

 «Здоровье»

В.Н. Касаткин и др.

федерал.

6

«Обучение здоровью»

Л.Ф.Шатохина и др.

федерал.

11

«Обучения жизненным навыкам»

Н. Майорова,  Е.Чепурных

федерал.

7

«О тебе и о твоих друзьях»

Е.Г.Малова, О.А.Шашкарова

регион.

14

«Смотри по жизни вперед»,

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д.

федерал.

3

 «Полезные привычки, навыки, выбор» 

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.

федерал.

6

«Все цвета,  кроме черного»

Безруких М.М. и др.

федерал.

4

-     мониторинг отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.

Проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий по вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи в системе образования республики

Одним из направлений деятельности центра является организация и проведение республиканских мероприятий, участие в международных, межрегиональных, республиканских совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях и др., таблица 5.

 

Таблица 5 – Перечень мероприятий за 2008 – 2009 учебный год

Дата

Мероприятие, количество участников

1

2

11.06.2008г.

Финал IV республиканский конкурс «Дефектолог года 2008» - финал (60 чел.)

20.11.2008г.

Республиканский Форум «Чувашия без табака» (200 чел.)

28.11.2008г.

Республиканский практикум «Культура здорового образа жизни: инновационные технологии» (87 чел.)

05.12.2008г.

Республиканский семинар-практикум «Школа мастерства для логопедов» на базе МДОУ «Детский сад  «Ласточка» г. Новочебоксарск (36 чел.)

09.12.2008г.

Межрегиональная конференция «Практика взаимодействия органов власти, общественных организаций и СМИ Поволжья с целью профилактики девиантных проявлений в обществе и раскрытия созидательного потенциала молодежи» (125 чел.)

17.12.2008г.

Республиканский семинар – совещание для руководителей муниципальных служб психологического сопровождения «Психологическое сопровождение как фактор профилактики отклоняющегося поведения обучающихся»  на базе МОУ «Центр диагностики и консультирования» п. Вурнары (45 чел.)

06.01.2009г.

Финал республиканского конкурса сочинений «Доброе письмо» для детей с ограниченными возможностями здоровья (35 чел.)

19.02.2009г.

Республиканский семинар-практикум для организаторов воспитательной работы с детьми «группы риска» (25 чел.)

27.02.2009г.

Заседание Координационного Совета психологической службы образования Чувашской Республики (19 чел.)

27.02.2009г. - 28.02.2009г.

Научная конференция молодежи «Наука. Творчество. Развитие» (300 чел.)

25.03.2009г.

Республиканская научно-практическая конференция на тему: «Профилактика созависимого и асоциального поведения у детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений Чувашской Республики» (30 чел.)

02.04.2009г.

Республиканский семинар-практикум «Современные  технологии профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (37 чел.)

15.04.2009г.

Республиканский семинар для учителей начальных классов С(К)ОУ VIII вида  на тему: «Пути и методы совершенствования коррекции в обучении и воспитании» на базе РГОУ «Калининская специальная (коррекционная) школа-интернат» (50 чел.)

28.04.2009г.

Республиканский семинар по организации летнего отдыха детей и подростков (25 чел.)

29.04.2009г.

Круглый стол «Полезная практика: реальные альтернативы»-  результаты, опыт, перспектива» (25 чел.)

07.05.2009г.

Круглый стол для участников республиканского конкурса «Педагог-психолог-2009», прошедших на II тур (12чел.)

14.05.2009г.

Круглый стол для участников республиканского конкурса «Дефектолог -2009», прошедших на II тур (12чел.)

Продолжение таблицы 5

1

2

14.05.2009г.

Научно-практическая конференция «Современные подходы к комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями» на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (100 чел.)

18.05.2009г.

Республиканская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в Чувашии: опыт и перспективы развития» с участием фламандских коллег Королевства Бельгия  на базе МОУ «СОШ № 59» г.Чебоксары (80 чел.)

25.05.2009г.–27.05.2009г.

Проведение мастер-классов для участников II тура республиканского конкурса «Педагог-психолог- 2009»  на базе МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» г. Чебоксары (35 чел.)

03.05.2009г.

Финал республиканского конкурса «Педагог-психолог – 2009» (56 чел.)

10.05.2009г.-11.05.2009г.

Проведение мастер-классов для участников II тура республиканского конкурса «Дефектолог – 2009» (37 чел.)

16.05.2009г.

Финал республиканского конкурса «Дефектолог -2009» (64 чел.)

17.06.2009

Межрегиональная научно-практическая конференция «Возможности метода «Школьная медиация» в образовательно-воспитательной системе» в г. Москва (100 чел.)

18.06.2009г.-19.06.2009г

Научно-практическая конференция «Методы ранней профилактики жестокого и пренебрежительного обращения с детьми»   в рамках проекта «Комплексная медико-образовательная программа «Ребёнок в безопасном мире», получившего гранд Национального Благотворительного Фонда (на основании распоряжения Президента РФ) в г. Москва (100 чел.)

01.07.2009г.-09.07.2009г.

Семинар-тренинг « Школьная медиация: возможности и подходы» (40 чел.)

Обеспечение выявления детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение  условий, необходимых для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных  психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в особо сложных и спорных случаях; координация и экспертиза  деятельности муниципальных  ПМПК, психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений (деятельность Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии)

 В Республике Чувашия сегодня  14 636 детей с ограниченными возможностями здоровья (2008 – 12 483), в том числе 4 800 детей-инвалидов (2008 – 5 656). Число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается наряду с процессом уменьшения инвалидизации детского населения. В 2008 году системой психолого-медико-педагогических комиссий определено  4 692 ребенка, в том числе 1 247 направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  (в 2007г. – 3 787, 1 223), рисунок 7.

Функционирует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений (2000 г. - 22, 2009г. - 19), в которых обучается более 2 000 дошкольников (14% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья), 1730 детей школьного возраста (12%), в специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях общего типа – 135 (1%), по специальным (коррекционным) программам – 1 401 (9 %), на дому – 399 (3 %), 6 413 (44%)  интегрируются в образовательное пространство, в большинстве случаев «механически». 745 (5%) детей, имеющих  сложный  дефект, находятся вне зоны образовательного поля, и требуют наиболее пристального внимания, так как «необучаемых» детей  - нет.

За период с января 2008г. по июнь 2009г. Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией обследовано 2 600 человек, из них:

- проконсультировано  868 детей;

- направлено на стационарное обследование – 225;

- направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения – 718, рисунок 9;

- рекомендовано обучение по С(К) программам в образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 216;

- рекомендовано динамическое наблюдение дефектолога – 90;

- рекомендовано обучение по С(К) образовательным программам для детей с глубокой умственной отсталостью – 54;

- рекомендовано продолжить обучение по программе С(К)ОУ VIII вида  - 308;

- не подлежат обучению по программам общеобразовательной школы и  С(К)ОУ VIII вида – 60;

- имели/имеют показания к обучению по С(К) образовательным программам  – 61 несовершеннолетний старше 15-ти лет.

Сравнительные показатели РПМПК представлены в виде диаграммы, рисунок 9.


Рисунок 9 -  Данные за  2006 – 2009гг. по комплектованию С(К)ОУ

 

1 - обучение С (К) ОУ I-II вида

2 - обучение в С (К) ОУ III-IV вида

3- обучение в С (К) ОУ V вида

4 -обучение в С (К) ОУ VI вида

5 – обучение в С (К) ОУ VII вида

6 -обучение в С (К) ОУ VIII  вида

7 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида

Проведено 273 заседания (выездные заседания в городах и районах Чувашской Республики, в Республиканской психиатрической больнице № 3 проводились согласно утвержденному графику).

Приоритетной задачей  РПМПК является обеспечение каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.

Специалистами центра в течение 2008-2009 учебного года  проведено  6800 консультаций,  4230 коррекционно-развивающих занятия для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением. Сравнительные показатели представлены в виде диаграммы, рисунок 10.

 


Рисунок 10 - Количество занятий  и консультаций за 2006-2007, 2007-2008

 и 2008-2009 учебные годы

 

Была оказана психологическая  помощь  по следующим проблемам: суицидальное поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в общении с людьми, заикание и др. В более сложных случаях оказывалась специализированная психотерапевтическая и психиатрическая помощь.

Регулярно проводились сеансы психофизической разгрузки для детей и взрослых с использованием  оборудования АУРА-системы  «Протеус»  светомузыкальной ритмостимуляции психофизической разгрузки и АУРА-системы  «Фотстрим» параметрического контроля психофизической разгрузки с функцией биообратной связи.

Продолжила работу республиканская бригада экстренной психологической помощи «Доверие» по письмам, жалобам и заявлениям граждан и образовательных учреждений республики, срочным вызовам, таблица 6.

 

Таблица 6 – Деятельность республиканской бригады экстренной психологической помощи «Доверие» за 2008 – 2009 учебный год

Дата

Цель выезда

Результаты работы

Место работы

1

2

3

4

08.10.08г.

Изучение психологического климата  3 «В» класса. 

Даны рекомендации педагогу, Степановой Л.С., по применению демократического стиля поведения с детьми и установления их психологических и характерологических особенностей.

МОУ «СОШ № 38»

 г. Чебоксары.

10.10.08г.

Изучение психологического климата 8 «В» класса.

Администрации школы рекомендована организация психолого-педагогического сопровождения класса и консультационно-методической поддержки МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья».

МОУ «СОШ № 53»

г. Чебоксары.

27.01.09г.

Диагностика личностных особенностей призывной молодежи

Определен психологический статус, даны рекомендации

Сборный пункт г. Канаша по призыву молодежи ЧР.

28.01.2009г.

Методическое сопровождение студентов ЧГПУ, оказание психологической помощи

Обучающий семинар, психологическое консультирование

Новотроицкая  воспитательная  колония

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

 

осужденным несовершеннолетним

 

 

26.03.09г.

Изучение психологического климата педагогического коллектива.

Администрации школы, педагогу-психологу даны рекомендации по вопросам педагогической компетентности, применению демократического стиля поведения с педагогическим коллективом. Запланированы тренинговые занятия для педагогов, методическое сопровождение деятельности педагога-психолога

РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  № 2» г. Чебоксары

 

В целях укрепления методической базы и повышения эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в конце 2008 года 15 специальным (коррекционным) образовательным учреждениям и 5 учреждениям, реализующим  проекты по интеграции детей с ограниченными  возможностями здоровья в среду сверстников, подобрана и доведена методическая литература по вопросам психологии, дефектологии, логопедии в количестве 121 книги. Данный процесс позволит вывести специальное образование на более качественный уровень и поможет учреждениям стать своеобразными методическими центрами сопровождения образовательных учреждений общего типа.

 

Координация и методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного процесса  навыков и осознания ценности здорового образа жизни

«Лаборатория обучения здоровью» в 2008-2009 учебном году в целях внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, продолжила проведение обучающих семинаров-тренингов, на которых рассматривались необходимые элементы методологии первичной профилактики.

В  феврале-марте   2009 года был проведен  второй этап мониторинга методического обеспечения профилактического пространства районов и городов республики.

По данным мониторинга  профилактической деятельности общеобразовательных учреждений,  в настоящее время в Чувашской Республике в организации антинаркотической  работы реализуется  около 20  различных профилактических программ, таблица 4.

Выборочно в школах республики используется программа «Основы здорового образа жизни» (Саратов, 2001), универсальная программа профилактики (авторы - Д.В.Колесов, Л.П.Николаева), региональная программа А.Д.Димитриева «Твое здоровье, школьник» (на чувашском языке), а также «Мой выбор», «Перекресток» и др.

В школах Калининского района г.Чебоксары успешно реализуется программа «Здоровое детство – здоровое будущее». В 117  школах  Чувашии разработаны и внедряются  рабочие программы, разработанные педагогами республики и адаптированные к конкретным условиям и ресурсам. В 28 учреждениях начального и среднего профессионального образования в течение трех лет реализуется профилактическая программа «Полезная практика: реальные альтернативы».

Следует отметить, что  в учреждениях образования республики за последние годы существенно  увеличились информационно-методические ресурсы за счет использования профилактических программ различного уровня,  системного обучения  специалистов образования, грамотного подбора  специальной литературы и свободного доступа к информации в интернете. Благодаря этому наметились позитивные изменения  в качестве  методического сопровождения в области превентивного обучения.

Опыт профилактической работы, накопленный в нашем регионе, продолжает развиваться. Немало школ в республике, где  деятельность педагогического коллектива по профилактике употребления психоактивных веществ осуществляется неформально и грамотно. 

Однако изучение уровня возможностей и потребностей педагогов показало, что в организации профилактической работы  есть целый ряд проблем, негативно влияющих на ее эффективность, это: отсутствие системного, комплексного подхода в организации профилактической работы с учащимися, некомпетентность  части педагогического корпуса  в вопросах понимания стратегии первичной профилактики, методологии превентивного обучения, а также слабая научно-методическая подготовка в разработке и использованию профилактических программ.

На базе РГОУ «Порецкий детский дом» в рамках реализации проекта «Сигнал» по профилактике суицидального поведения в 2009г. с воспитанниками проведено 3 интерактивных тренинга по профилактике ПАВ-зависимости, формированию жизненных навыков, 5 тренинговых психологических занятий и 16 индивидуальных консультаций.

В течение 2008 - 2009 учебного года существенно дополнен  банк  презентаций   федеральных и региональных профилактических   программ. Данная работа будет продолжена.

Основная деятельность по  формированию дополнительных компетенций педагогов в области превентивного обучения проводилась на базе ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» через Центр духовно-нравственного и творческого развития личности.

Проведено     25 обучающих   семинаров- тренингов  по проблемам превентивного обучения, таблица 7.

 

Таблица 7 - Семинары- тренинги  по проблемам превентивного обучения в 2008 – 2009 учебном году

 

Дата

Тема

Целевая группа

Кол-во участников

1

2

3

4

22.10.2008г.

«Формирование культуры здоровья»

Учителя физкультуры

27

06,07.10.2008г.

«Реализация программы «Полезная практика: реальные альтернативы»

Координаторы программы

15

11,12,13. 11.2008г.

«Принципы  и практика реализации программы «Полезная практика: реальные альтернативы»

 Медицинские специалисты

15

11,12,13. 11.2008г.

«Принципы  и практика реализации программы «Полезная практика: реальные альтернативы»

Преподаватели  учреждений начального и среднего профессионального образования

25

14.11.2008г.

«Формы и методы превентивного обучения в деятельности  классного руководителя»

 

Классные руководители Чебоксарского района

27

12.12.2008г.

«Методология обучения здоровью»

 Социальные педагоги

34

27.01.2009г.

«Роль профилактической работы с учащимися в деятельности классного руководителя»

классные руководители

Янтиковского района

 

24

28.01.2009г.

«Роль учителя  физкультуры в формировании навыков ЗОЖ»

 Учителя физкультуры республики

29

16.02.2009г.

 «Методология обучения здоровью»

Классные руководители Моргаушского района

26

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

17.02.09.

«Формирование жизненных навыков»

Классные руководители Моргаушского района

26

10.03.2009г.

«Методология обучения здоровью»

Классные руководители  Аликовского района

31

16.03.2009г.

Роль профилактических программ  в организации превентивного обучения и воспитания»

Зам. директора  по ВВР

30

17.03.2009г.

«Профилактика жестокости и насилия в образовательной среде»

Классные руководители  Аликовского района

31

24.03.2009г.

Организация превентивного воспитания и обучения в условиях детского дома

Педагоги и воспитатели РГОУ «Козловский детский  дом»

22

7.04.2009г.

Профилактика ПАВ и формирование жизненных навыков

Социальные педагоги

30

10.04.2009г.

«Формы и методы превентивного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Старшие  воспитатели

30

15.04.2009г.

«Методология превентивного обучения»

Преподаватели ОБЖ

27

16.04.2009г.

«Инновационные технологии в организации здоровьесберегающей деятельности»

Зам. директора  по ВВР

21

22.05.2009г.

Организация превентивного обучения в начальной школе

Учителя начальных классов

25

23.05.2009г.

Формирование навыков здорового образа жизни

Старшие вожатые

27

 

Общее количество участников обучающих семинаров – 522 человек.

  В целях  расширения  республиканской Сети  школ, содействующих  укреплению здоровья (ШСУЗ),  проведена   республиканская   конференция, в которой приняли участие  более  30 школ республики (110 человек). В ассоциацию ШСУЗ республики  включены  еще 2 школы:

МОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары, 

МОУ «СОШ № 6» г  Канаш.

Всего в ассоциации ШСУЗ 13 школ.

Координируется программа  по профилактике ВИЧ для учащихся системы начального и среднего  профессионального образования. В ходе реализации программы проведены  3 семинаров - тренинга (9 учебных дней) по  профилактике ВИЧ-инфекции и формированию жизненных навыков для специалистов начального и среднего профессионального образования (обучено 45педагогов  и 15 медицинских специалистов).  В рамках программы по профилактике ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем, «Полезная практика: реальные альтернативы» для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования  обучены 600 учащихся и студентов.

Также проводились занятия по профилактике жестокости и насилия с учащимися  старших классов-воспитанниками РГОУ «Порецкий детский дом». 

  Нужно отметить, что   деятельность школ, направленная на сохранение  и укрепление здоровья учащихся  становится более системной, чаще  применяются проектные формы работы, педагоги уходят от глобализации целей и задач и решают конкретные вопросы, связанные с питанием,  питьевым режимом,  формами физических  и эмоциональных разгрузок на уроках, реализации конкретных программ и др.

По-прежнему значителен интерес со стороны педагогов, специалистов органов управления образованием к циклу обучающих семинаров, проводимых лабораторией  здоровья.

Все это помогает  совместными усилиями  формировать политику школ,  школьную среду, как  - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков.

Характеризует переход к системной деятельности и такая составляющая как мониторинг, объектами которого являются внутришкольная образовательная среда, готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски).

Проводимая  центром  деятельность по обучению использования интерактивных методов в формировании ценностей здорового образа, формировании безопасного поведения дает свои  результаты. Значительно чаще в  информационно – просветительской, превентивной работе педагоги стали использовать элементы тренинга, включать методы групповой работы в структуру профилактических занятий.

Одним из важнейших факторов   здоровьесберегающих образовательных технологий  является  характер воздействия на учащихся  родителей и педагогов.

 В январе 2009 г. завершен мониторинг изучения отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.

Всего в анкетировании приняло участие 2512 респондентов из городов и районов республики.

55% учащихся отметили, что обладают достаточной информацией о ПАВ, 83% считают, что в школе необходимо проводить  профилактические занятия. Основную информацию о  вредном воздействии ПАВ учащиеся получают: от родителей- 10%, от педагогов- 51%, от медицинских работников -32%. Наибольшей достоверностью для  них является информация, полученная от педагогов -40%, медицинских работников-38% , родителей- 22%.

Безусловно, школа, педагоги имеют огромный, не полностью  задействованный  пока  потенциал в области формирования жизненных навыков, ценностей здорового образа жизни, стратегии безопасного поведения.

В 2008-2009 гг. подготовлены и до органов управления образования республики доведены:

- инструктивное письмо с методическими рекомендациями по  организации   профилактической работы  в образовательном учреждении,

- электронное методическое пособие «Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в условиях образовательного учреждения».

Подготовлен  к  изданию методический сборник « Правовое сопровождение  и психолого-педагогическая реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест  лишения свободы»

 

Обобщая проделанный объем работы Центра за 2008 - 2009 учебный год, и учитывая ключевые моменты стратегии модернизации отечественного образования, РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики считает необходимым продолжить работу по приоритетные направления деятельности, развивая  такие направления как:

-     организация выполнения федеральных и республиканских нормативных документов, регламентирующих деятельность СППО;

-     разработка предложений по развитию республиканского законодательства в пределах своей компетенции;

-     подготовка предложений по научно-исследовательским и научно-практическим проектам в  области СППО для включения их в республиканские и федеральные проекты и программы развития образования;

-     организация и проведение совместно с образовательными учреждениями социально-психологического мониторинга, мониторинга здоровья и развития обучающихся в республиканской образовательной системе;

-     координация и экспертиза  деятельности муниципальных  ПМПК, ПМПк образовательных учреждений;

-     координация и методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательной среде с целью формирования у всех участников образовательного процесса  навыков и осознания ценности здорового образа жизни;

-     организация работы по переводу логопедического, дефектологического и психологического инструментария на чувашский язык;

-     проведение аналитико-исследовательской работы по изучению проблем асоциального поведения молодежи и интеграции;

-     межведомственное взаимодействие по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами, отклоняющегося поведения у детей и подростков;

-     психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ;

-     создание экспериментальных площадок в образовательных учреждениях общего типа городов и районов республики с целью апробации интегрированного обучения, связанного с развитием и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оснащение экспериментальных площадок специальными (коррекционными) программами, необходимыми для полноценной реализации определенного образовательного маршрута.

 

Директор                                                     Е.Ю. Осипова

 

 

 

 

Hosted by uCoz