ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙСРЕДЕ  

СПИСОК
программ
  профилактики злоупотребления психоактивными веществами, рекомендованных  Федеральным экспертным советом при Минобразования России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными вещестами

 

/составлен  по материалам сборника программ «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними» С-Пб, 2003/

 

I.       Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

1.1.              Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте:

 

1)     Гречаная Т.Б.., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми.

 

2)     Макеева А.Г., Лысенко И.В. Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

 

3)     Гусева Н.А. Программа профилактики злоупотребления ПАВ У младших школьников «Волшебная страна  Чувств».

 

4)     Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

 

1.2.              Программы  профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем     школьном и старшем подростковом возрасте:

 

1)     Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

 

2)     Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Учебно-профилактическая программа «Перешеек».

 

3)     Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля. Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

 

4)     Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

 

5)     Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Курс профилактических занятий для подростков. Программа «Путешествие во времени».

 

6)     Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор. Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы

 

1.3.              Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних:

 

1)     Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе.

 

2)     Зайцев Г.К. Школьная валеология. Образовательная программа по валеологии для школьников.

II.    Программы профилактической работы с  семьями несовершеннолетних.

1)     Гречаная Т.Б., МакДональд Л., Барцалкина В.В. и др. Семья и школа вместе. Программа профилактики наркомании.

 

2)     Майорова Н.П Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., Семина О.Б. Обучение жизненно   важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Работа с родителями).

 

3)     Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями.

 

III. Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

1)                Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М. и др. «Ровесник-ровеснику». Программа подготовки молодежных лидеров.

 

IV.  Программы подготовки специалистов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

1)                 Слободчиков В.И., Зарецкий В.В., Гериш А.А. и др. Образовательная программа для учреждений профессионального образования по педагогическим и психологическим специальностям.

 

2)                 Шипицына Л.М., Шпиленя Л.С., Егоров А.Ю. и др. Профилактика наркомании у детей и подростков. Учебная программа для учреждений высшего профессионального образования по педагогическим и психологическим специальностям.

 

3)                 Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций.

 

4)                 Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля. Программа работы со специалистами.

 

5)                 Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового жизненного стиля среди школьников. Программа подготовки лидеров-учителей.

 

6)                 Немшева Л.В., Вешт Э.Г. Формирование отношения к проблеме потребления психоактивных веществ. Программа психологической работы со специалистами.

 

Программы

профилактики злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте:

1.     Программа превентивного обучения для начальной и средней школы «Полезные привычки» и «Полезные навыки».

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С

 

«Полезные привычки» и «Полезные навыки» являются современными программами превентивного обучения, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.

 Целью «Полезных привычек» и «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

•Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе   способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

•Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

•Учить детей эффективно общаться.

•Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.

 

В программе «Полезные привычки» (1 – 4 класс) для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два - доступной ученикам начальной школы по возрасту информации о табаке и алкоголе.

В 5 классе «Полезные навыки» содержат двенадцать уроков, в 6 и 7 классах - по восемь уроков. Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению. В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ. В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках и марихуане.

Учебные материалы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми для начальной школы "Полезные привычки" включают: (1) материалы для учителей, (2) рабочие тетради для учеников, (3) материалы для родителей и (4) плакат. «Полезные навыки» включают материалы для учителей, рабочие тетради учащихся 5-7 классов и брошюру для родителей.

"Полезные привычки" создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практичные материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков в "Полезных привычках" развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Если при работе с "Полезными привычками" учитель не чувствует себя комфортно, мы рекомендуем ограничить их использование или вовсе отказаться от них.

 

2.Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

 (кн.: Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация  педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников, пособие для учителей младшей школы, под ред. М.М. Безруких (СПб, изд-во Образование-Культура,1999г.)

 

Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач.

Реализация общих задач направлена на:

-                    формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности, соблюдать законы здорового образа жизни;

-                    усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникаивных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию;

-                    развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.

Реализация специфических задач связана с:

-        формированием у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ;

-        развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма;

-        освоением приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации.

 

         Предлагаемый курс состоит из 24 занятий и рассчитан на школьников 2-3-х   классов  (по 12 уроков для каждого класса). Антинаркогенные занятия могут проводиться в рамках уроков естествознания, ОБЖ, а могут стать частью внеклассной работы.

 

         Для каждого занятия разработан возможный план его проведения. В описании занятия содержится  информация, необходимая педагогу для подготовки, а также сведения, которые следует сообщить детям. Информирование учащихся  может быть организовано в виде мини-лекции или как фрагмент игр. Учитель может использовать при этом любую дополнительную информацию.

 

        Продолжительность занятия не должна превышать 25-30 минут. При этом описание большинства занятий содержит избыточный обьем информации и предлагаемых форм организации. Это даст педагогу возможность самостоятельно определять содержание занятия, отбирая наиболее интересные и важные, с его точки зрения, компоненты, учитывать особенности конкретной детской аудитории.

        По желанию педагога одна тема может рассматриваться в течение двух занятий.

 

        К разработкам занятий прилагаются специальные тетради «Волшебные уроки в стране Здоровье» с заданиями для самостоятельной работы детей. Эти задания носят творческий характер, предполагающий возможность активного включения школьника в процессе антинаркогенной подготовки.

 

3.Программа профилактики злоупотребления ПАВ У младших школьников «Волшебная страна  Чувств».

(Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ, под науч.ред. Л.М. Шипициной –СПб, Речь, 2003г.)

 

     Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В группу набирается не более 7 детей 6-7 лет, школьников старше 8-9 лет можно объединять в группы по 9-12 человек. Группы разнополые. Рекомендуется объединять в одну группу детей с разницей в возрасте не более двух лет.

 

     Программа предполагает проведение 14 занятий (имеется учебно-тематический план): 12 тематических и 2 диагностических. Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 6-8 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут.

 

     Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению «Профилактика зависимого поведения».

 

     Программа нацелена на решение общих задач, напрямую не затрагивающих проблем употребления ПАВ и специфических задач, напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ.

 

     Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:

 

§                    сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

§                    арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

§                    визуализация;

§                    психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

§                    телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

§                    игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

§                    моделирование и анализ проблемных ситуаций;

§                    беседа.

 

Предполагаемые результаты:

 

§                    Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.

§                    Умение регулировать эмоциональные состояния и контролировать свое поведение.

§                    Формирование и укрепление антинаркотических установок

§                    Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка ПАВ или лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

§                    Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

§                    Развитие коммуникативных способностей учащихся.

 

4. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Все цвета, кроме черного».

(Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.  )

 

     Программа предназначена для учителей начальных классов. Цель программы – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

 

     Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов:

1.               Методическое пособие – содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.

2.               Брошюра для родителей – включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактики в семье.

3.               Рабочие тетради – предлагают, кроме необходимых и доступных детям знаний, разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.

     Использование комплекта «Все цвета, кроме черного» определяется его модульным характером, что предполагает:

§                    Вариативность при выборе площадок для реализации (комплект может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования);

§                    Вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов  «Окружающий мир», «ОБЖ», а также на факультативных занятиях).

 Комплект может использоваться как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования.

     Возможно комбинированное использование комплекта: одна часть материала включается во внеклассную работу, другая – рассматривается в ходе уроков.

     Реализация комплекта может также осуществляться за счет регионального или школьного компонента учебного плана.

Работа по этой программе направлена на достижение следующих результатов:

§                    Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

§                    Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

§                    Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

§                    Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

 

Программы

профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем     школьном и старшем подростковом возрасте

 

1. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами».

 

(кн.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие дл классных руководителей, под ред. Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002г.).

 

     Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Программа адресована педагогам – классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам – специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.

 

Целью программы является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.

Задачи программы:

§                    Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

§                    Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.

 

     Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся:

 

1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

§                    Навыки общения и взаимодействия;

§                    Навыки самооценки и понимания партнера;

§                    Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

§                    Навыки принятия и исполнения решений;

§                    Навыки работы с информацией;

§                    Навыки творчества.

 

2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.

 

Приложение состоит из двух разделов:

§                    Включает тексты, схемы, таблицы, рисунки, необходимые педагогу, ведущему занятия, в качестве раздаточного или демонстрационного материала.

§                    Содержит методические материалы для родителей. Эти материалы ксерокопируются и вручаются родителям после каждого занятия.

 

     Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних  каникулах.

2.     «Перешеек». Учебно-профилактическая программа.

( В.А. Ананьев, российско-германское учебное пособие«Легальные и нелегальные наркотики»)

 

Данное пособие является частью целостной программы «Психология здоровья в школе» и предлагает методический подход к проведению занятий по профилактике наркологических заболеваний, основанный на активных методах социально-психологического обучения Пособие состоит из 2 частей. Первая часть представляет собой методические материалы для проведения учебных занятий в классе по таким темам как:

1. Жизнь с наркотиками

2 Легальные наркотики (табак, алкоголь, лекарства).

3. Нелегальные наркотики.

4. Факторы риска алкоголизации и наркомании среди под­ростков.

5. Факторы защиты.

6 Международная торговля наркотиками

7. Об обращении с наркотиками.

На учебных занятиях предлагается использовать активные методы обучения, такие как тесты (например, для определения симптомов склонности к алкогольной зависимости), дискуссии, деловые игры.

Вторая часть пособия представляет программу «Перешеек», целью которой является первичная профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни. В программе материалы собраны по принципу «кирпичиков». Это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В каждом тематическом комплексе представлены различные методы. При этом выделены и используемый материал, и время проведения, и процесс проведения.

 Наиболее эффективна эта программа в работе с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Работа более продуктивно проходит в небольших группах (по 8-10, в крайнем случае – 10-15 подростков) и состоит из трех разделов:

1.                 Информационный раздел (часть 1)

2.                 Раздел личностного роста.

3.                 Методический раздел.

Таким образом, профилактическая программа «Перешеек» - органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями.

Программа реализуется в 3 этапа:

1 этап – подготовка специалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (24-часовой цикл занятий).

2 этап –работа со школьниками-подростками(долгосрочная программа в течение года -39-часовой цикл 2 раза в неделю или 1-2 раза в месяц по 4-6 часов).

3 этап – параллельная работа с родителями в течение года (16-часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц).

 

В начале и в конце реализации программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа итогов работы.

                                   

3.     Формирование здорового жизненного стиля. Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

(Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи, методические рекомендации, Гатчина, ООО «Латона», 2002г.).

     Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Она состоит из четырех разделов:

 

1.                Информационный раздел.

2.                Когнитивное познавательное развитие.

3.                Развитие личностных ресурсов.

4.                 Развитие стратегий и навыков высокофункционального поведения.

 В процессе реализации программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также  родителями.

            Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров-подростков; группа лидеров-учителей и группа лидеров-родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку.

           Первым этапом развития программы является работа с лидерами-учителями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содействовать в проведении программы.

Этапы работы.

Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.

§                    1 этап -  подготовка специалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15-часовой цикл занятий).

§                    2 этап – работа со школьниками-подростками (долгосрочная программа в течение года -36-часовой цикл 2 раза в неделю).

§                    3 этап – работа с родителями в течение года (15-часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц).

Предполагаемые результаты.

1.     Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.

2.     Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3.     Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

4.     Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы.

5.     Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.

 

4       Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

 

(Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет, М. 2000г. – серия «Работающие программы»).

 

     Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели. В летних оздоровительных учреждениях допускается проведение одного урока в день.

 

             Проводить занятия могут специалисты, имеющие базовое психологическое образование и опыт тренинговой  работы с подростками.

 Основным принципом построения программы является строгий учет особенностей ребенка, а именно:

 

§                    данный период является «пиком» эмоционального и дебютом идеаторного этапов развития психики развития;

§                    в этом возрастном периоде помимо когнитивных и простых коммуникативных установок, бурно развивается коммуникативная компетентность, а ближе к возрасту 13 лет начинают прослеживаться гедонистические установки.

Программа состоит из двух частей:

                        Разработанные занятия для подростков – 33 занятия по 40-45 минут.

1.                Приложения:

а)               игры и упражнения;

б)               техника обучения:

§                    особенности развития группы на первых (2-4) занятиях -  ориентировка, установление норм и разрешение конфликтов, продуктивная деятельность, анализ игры и занятия, проведение заключительной части занятия;

§                    распределение ролей в группе;

§                    основные принципы работы ведущего группы;

§                    технические приемы тренера;

§                    ролевые игры;

§                    энергетические упражнения;

§                    заключительная часть;

§                    планирование занятий во времени.

в)               «Кто Я» - анкета для подростков;

г)                «Я такой» - образец для рисования;

д)               оценка собственной работы – таблица, в которой отмечаются (заполняется тренером по мере проведения занятий).

 

 

5. Курс профилактических занятий для подростков. Программа «Путешествие во времени».

 

(Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени», методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков, М., 2000г. серия «Работающие программы»).

 

     Работа в программе «Путешествие во времени» предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов), объединенных общей тематикой и направленных на достижение определенных целей, значимых и принимаемых самими подростками – участниками групповых занятий.

Ведущие цели программы:

§                    помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность будущего без зависимостей. Осмыслить свое настоящее через призму будущего;

§                    создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения.

 

Программа может быть использована педагогами, практическими психологами в системе образования, социальными работниками и социальными педагогами в работе с подростками и старшими школьниками.

 

     Основная форма работы - групповые занятия. Оптимальное число участников группы – 10-15 человек. Возраст участников – 13-15 лет. Продолжительность одного занятия 1-2 академических часа. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников. Наилучший эффект следует ожидать от проведения занятий с перерывом между занятиями в два-три дня. Желательно, чтобы группа по половому признаку была смешанной.

 

Программа представлена в виде пособия, состоящего из четырех разделов:

 

1.                 Содержательные аспекты работы в программе «Путешествие во времени».

2.                 Особенности форм и методов проведения занятий по программе, где предлагаются методы работы с подростками  (групповые дискуссии, игры, упражнения, творческие задания, ролевые ситуации), структурные компоненты занятий (адаптационный, целеполагающий, конструктивно-практический, рефлексивный, эмоционально-завершающий).

3.                 Собственно программа «Путешествие во времени».

4.                 Список литературы, рекомендуемый для лучшего владения темой.

 

     По окончании занятий рекомендуется проведение «круглого стола», на котором обсуждаются вопросы о практической значимости занятий для учащихся, их впечатления и ощущения, подводятся итоги.

 

6.«Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов

основной средней школы.

(Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор, учебно-методическое пособие для учителей средней школы, 2-е издание, испр. и доп., М., ЗАО «Учительская газета»2001г.)

 

     12-часовой курс «Мой выбор рассчитан на работу с учащимися» 8-9-х классов основной средней школы.

    

В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом – дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.

 

     Курс «Мой выбор» является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников.

 

Структурно материалы каждого занятия включают в себя:

 

§                    название урока;

§                    цели урока;

§                    вопросы;

§                    основные понятия, рассматриваемые на уроке;

§                    примерную структуру урока;

§                    ход урока;

§                    вопросы для обсуждения (рефлексивный аспект);

§                    материалы к уроку.

 

     Примерная структура урока оформлена в виде таблицы, в которой представлены логика изложения и рассмотрения материала, последовательность этапов урока, формы и методы его проведения, указаны отводимое время и ожидаемые результаты.

 

Данный курс может быть использован в школьной программе в различных вариантах:

 

1.                 отдельным курсом (как факультативное занятие или включаться за счет школьного компонента);

2.                 модулем в преподавании какого-либо обществоведческого курса;

3.                 использовать как отдельные занятия;

4.                 проводить в форме классных часов и внеклассных школьных мероприятий.

5.                 включение занятий в отдельные спецкурсы

6.                 использовать отдельные методологические приемы.

 

     Помимо пособия для учителей курс «Мой выбор» предлагает рабочую тетрадь для учеников, которая содержит задания, тесты, кроссворды, дополнительную информацию для учащихся.

 

Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних

 

    1. Уроки профилактики наркомании в школе.

(Николаева Л.П., Уроки профилактики наркомании в школе, пособие для учителя, М., изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК», 2003г. – серия «Библиотека психолога»).

 

     В данной программе представлены уроки профилактики наркомании, составленные на основе принципов педагогической наркологии и расположенные в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических защитных барьеров.

 

     Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов.

 

     Характер изложения оставляет учителю возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных особенностей обучаемых.

 

     Уроки для всех трех ступеней основаны на одних и тех же тезисах, поэтому темы уроков повторяются, но с учетом изменений возраста и общего развития учащихся.

 

Дополнительно дается:

 

§                  информация о признаках наркотического опьянения;

§                  краткий словарь терминов, используемых в наркогенной среде;

§                  анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.

 

2.Школьная валеология. Образовательная программа по валеологии для школьников.

(Зайцев Г.К. Школьная валеология, педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, 3-е изд., перераб. и доп., СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.»)

 

 Предлагаемая программа в каждую ступень школьного образования включает интегративный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определенного возраста.

На каждый курс дается примерный учебный план:

 

1.   1-4 классы – курс «Расти здоровым»:

1-й класс -126 часов;

2-й класс – 144 часа;

3-й класс – 144 часа;

4-й класс – 144 часа.

 

2.   5-8 классы – курс «Твое здоровье»:

5-6 классы – 278 часов;

7-й класс – 144 часа;

8-й класс – 144 часа.

 

3.   9-11 классы – курс «Валеология»:

9-й класс – 144 часа;

10-11 классы – 270 часов.

 

Программы

профилактической работы с  семьями несовершеннолетних.

 

1.Семья и школа вместе. Программа первичной профилактики наркомании.

(Гречаная Т.Б., МакДональд Линн, Барцалкина В.В. и др. Семья и школа вместе. Программа первичной профилактики наркомании. Кн. «Героиновая наркомания: актуальные проблемы, сб. науч. трудов под ред. Э.Э. Звартау, СПб, изд-во СПбГМУ, 2002г.»).

 

     Программа создана для поддержки семей, помощи дисфункциональным семьям в оптимизации отношений внутри семьи и построения сети поддержки по месту жительства и учебы детей.

 

     Программа объединяет специалистов и учителей, обучает родителей и усиливает их ролевую позицию, чтобы они могли стать первичными проводниками профилактики наркомании для своих детей.

 

     Программа может использоваться как для профилактической работы со всеми школьниками, так и для работы с детьми группы риска, поскольку в ней отработан механизм привлечения родителей, которые обычно не посещают школу, не обращаются за консультативной помощью и не участвуют в школьных мероприятиях.

Варианты использования программы:

 

§                    универсальный (с поэтапным привлечением всех семей класса);

§                    для адаптации первоклассников (предлагается в подготовительной группе детского сада перед началом школы);

§                    с новыми семьями, недавно переехавшими в район, где располагается данная школа;

§                    с проблемными и изолированными семьями, никогда не приходящими в школу;

§                    со специальными группами детей с особенностями развития;

§                    для усиления включения в воспитательный процесс родителей детей из группы риска.

 

  Встречи проводятся один раз в неделю (всего 8 занятий) по 3 часа в форме тренингов командой сотрудников, которая включает двух представителей консультативной психологической службы из данного района, учителя и родителя из этой школы.

 

2.Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Работа с родителями).

(Майорова Н.П Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., Семина О.Б. Обучение жизненно   важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Работа с родителями).

 

     Предлагаемая серия занятий (5 занятий) поможет педагогу установить контакт с родителями, в интересной и непринужденной атмосфере обсудить с ними важнейшие вопросы воспитания.

 

     Форма занятий с родителями разработана таким образом, чтобы каждый участник мог высказать собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнения участников, уточнив и обогатив свои педагогические взгляды и принципы.

 

 Работа по этой программе является частью программы для детей «Обучение жизненно   важным навыкам».Возможный алгоритм подготовки к занятиям дается в этой программе. Здесь же дается приложение «Шпаргалка для родителей», которое поможет родителям дома создать условия для формирования жизненно важных навыков, а также помогут взрослым самим освоить некоторые способы и приемы, стимулирующие развитие этих навыков у детей.

 

 

3.Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями.

(Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями. Кн. Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи, Методические рекомедации, Гатчина, ООО «Латона»,2002г.)

 

Цели программы:

1.              Дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми.

2.              Сформировать группу лидеров-родителей.

 

Структура программы:

1.                 Родительский семинар (15 часов; проводится 1-2 раза в месяц).

2.                 Определение родителей-лидеров. Подготовка лидеров-родителей по специальной 16-часовой программе семинара-тренинга.

3.                 Определение родителей группы риска. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи нуждающимся в этом родителям.

 

Программа

развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

 

«Ровесник-ровеснику». Программа подготовки молодежных лидеров.(Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М. и др. «Ровесник-ровеснику». Программа подготовки молодежных лидеров. Кн. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками, СПб, «Ars Longa», 2001г.).

Цель программы:

Создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.

Задачи:

§                    Подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников.

§                    Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей.

§                    Возрождение идеи шефства как средства распространения идеологии движения.

§                    Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде.

§                    Организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков.

§                    Организация и проведение для подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.

§                    Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров.

§                    Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

В теоретических основах программы даются:

§                  История развития проекта.

§                  Краткое описание программы.

§                  Особенности подросткового возраста, популярные мифы о подростках.

§                  Дается понятие «наркомании», базовые понятия и определение «профилактики

§                  Представлена концепция программы «Ровесник-ровеснику».

В содержание программы включены:

§                    Базовые принципы проекта.

§                    Структура и логика развития проекта.

§                    Работа на базе школы.

§                    Примеры форм работы в школе.

§                    Работа на базе клубного объединения.

§                    Примеры форм работы в клубе.

§                    Типовой план программы.

§                    Организация и поддержка проекта.

§                    Приложения работы со взрослыми (психологами и педагогами, родителями) и детьми.

 

 

 

Hosted by uCoz