|
Для
учителей, воспитателей, психологов,
дефектологов, логопедов
общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений
Примерная
психолого-педагогическая характеристика детей, поступающих на обследование на
РПМПК
Важнейшими направлениями ПМПК являются:
- комплексное медико-психолого-педагогическое
обследование детей для определения форм воспитания и обучения и соответствии с
уровнем интеллектуального развития и психофизического состояния;
- оказание консультационной помощи родителям,
психологам, врачам, социальным работникам, педагогам, логопедам образовательных
учреждений по проблемам воспитания, обучения, лечения детей с отклонениями в
развитии и поведении;
- методическое руководство и оказание помощи
педагогам специальных учреждении в изучении динамики развития детей в процессе
обучения и воспитания; составление индивидуальных рекомендаций по оказанию детям
медицинской, педагогической, психологической помощи; по организации
специального обучения и воспитания в учреждениях системы образования и
некоторые другие.
При медицинском обследовании изучаются: физическое
состояние, соматическое состояние, состояние органов чувств, психическое
состояние, состояние нервной системы детей.
При психолого-педагогическом обследовании
изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная
деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной),
сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности
личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
При решении вопросов, связанных с необходимостью
определения профиля обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДОУ
и коррекционных детских садов, при необходимости дублирования класса, перевода
в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное
обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой
поступает ребенок на диагностическое обследование.
Для специалистов, проводящих
психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для
врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную
информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ
заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем
школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.
Педагогическая характеристика должна составляться
объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:
- сколько времени находится ребенок в данном
детском учреждении;
- особенности адаптации ребенка к детскому
учреждению;
- в каком возрасте поступил в школу и какова
степень подготовленности;
- как успевает ребенок и в чем заключаются
трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике,
письму, чтению и другим предметам);
- особенности поведения на уроках: дисциплина,
работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на
тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная
утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
- взаимоотношение ученика с коллективом
сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или,
наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
- указать, какие меры коррекции применялись, и их
эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).
- Анализ педагогических характеристик детей,
поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает,
что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно.
Данные, содержащиеся в педагогической
характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми
программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях
взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при
обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической
деятельности в целом.
К сожалению, многие педагоги не отражают в
педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения,
получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое
обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся
следующие:
1. Неполное составление педагогических
характеристик,
В ряде случаев приходится встречаться с
характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких
характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных
разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированность учебных
навыков; характеристика общего развития; развитие моторики и речи; отношение
ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации.
Отводится по две строки для изложения особенностей семейного воспитания,
отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о
себе. Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить
результаты обследования.
2. Несоответствие содержания требованиям,
предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.
Ряд характеристик содержат краткое изложение
времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих
психических функций - восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается
подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного
психолога. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная информация об
отдельных недостатках поведения ребенка.
Сведения об отдельных особенностях психики и
поведения важны, но не менее существенной является информация об уровне общего
развития, об особенностях усвоения программы детского сада или школы.
3. Отсутствие в психолого-педагогических
характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное количество характеристик,
представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на
неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат
анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала
дошкольного или школьного учреждения, нет и указания на возможные причины
трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги
не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в
педагогической работе.
4. Излишне подробные характеристики, содержащие
большое количество ненужных деталей, лишней информации.
5.
Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и
обоснованных выводов педагога.
Значительное количество характеристик носит
безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение
состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование
программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого
ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач,
отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).
Психолого-педагогическое представление
на ПМПК
(для ребенка дошкольника):
Дата заполнения представления ______
20_______ года
Фамилия, имя, отчество ребенка
____________________________________
Дата рождения ___________________________________________________
ДОУ
_____________ тип ____ группа _________ тип группы ___________
Срок
пребывания в данном ДОУ __________________________________
В
каком возрасте поступил ______________________________________
Откуда
поступил: из семьи, из другого ДОУ
(причина) _________________
_________________________________________________________________
Оценка
адаптации ребенка в группе: а)
хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г)
плохая; д) иное ____________
Особенности
латерализации: а) праворукий; б)
леворукий; в) амбидекстер.
Особенности
игровой деятельности: а) игра
соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает
манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное ____________________________________
Основные
трудности, отмеченные в обучении:
а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в)
программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное __________________________
Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения
зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г)
комплексные нарушения восприятия;
д) иное ____________________________________
Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое;
в) неустойчивое
Память
(преобладающая модальность): а)
зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
Память
(проблемы): а) без особенностей;
б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает;
г) иные проблемы _______________
Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно
сообразителен; в) грубые
нарушения мышления; г)
иное ____________________________
Моторика: а) соответствует возрасту; б) моторно неловок,
неуклюж; в) дефекты тонкой ручной
моторики; г) иное _____________________________
Основные
трудности, отмечаемые в общении:
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в
одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е)
иное _________________
Речевое
развитие: а) речь соответствует возрасту;
б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный
запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж)
иное ________________
Социально-бытовые
навыки: а) соответствуют возрасту;
б) недостаточно сформированы; в)
нарушены; г) иное ________________________________
Ориентировка
в пространстве и времени: а)
соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное
_______________________
Отношение
к занятиям, деятельность: а) соответствует
возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г)
мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _____________________
Темп
деятельности: а) соответствует
возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не
равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности
быстрый, но деятельность «хаотична и
бестолкова»; е) иное ____________________________________________
Соматическое
здоровье: а) болеет редко; б)
часто болеет; простудными заболеваниями; в) имеет хронические нарушения
здоровья; г) плохо ест; д) трудно засыпает и беспокойно спит; е) иное ___________________________
Дополнительные
особенности развития ребенка:
________________________________________________________________
Общая
оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога: _______________________________________________________
Педагог ___________________________
Заверяю: заведующий ДОУ ___________________________
М.П.
Психолого-педагогическое представление на ПМПК
(для
ребенка школьника)
Фамилия, имя, отчество ребенка
_____________________________________
Дата рождения « _____ »_______ г.
Образовательное учреждение________________________________________
Класс (группа) ______
общеобразовательный, КРО, компенсирующий
История обучения: до поступления в
школу посещал (не посещал) ДОУ обычного типа (логопедическая, коррекционная
группа), ДОУ коррекционного типа
Поступил в _____ класс в ______
месяце______ года.
Оставлялся ли на 2 год (да, нет, в
каких классах) ____________________________
Домашний адрес___________________________________________________
Телефон:_________________________________________________________
Общее впечатление о
ребенке:______________________________________
Общая осведомленность и социально
бытовая ориентировка:
Сведения о себе, о своей семье,
ближайшем социальном окружении, уровень актуального
развития:______________________________________________
Особенности психофизического развития:
работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной
ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти,
проявления левшества _____________________________________________
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков
(соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)___________________________________________
Математика (счетные навыки, их
автоматизация, понимание программного материала) ______________________________________________________
Характер трудностей при решении
примеров, задач, геометрических построений
______________________________________________________
Чтение (тип, темп, осознанность,
возможности пересказа) ________________
Характерные ошибки чтения ________________________________________
Письмо (особенности графики,
аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)
_____________________________________
Характер ошибок письменно речи (при
списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)
______________________________________
Особенности устной речи
(звукопроизношение, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационно
выразительное оформление)_____________
________________________________________________________________
Общетрудовые умения______________________________________________
Особенности обучаемости (насколько
быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога,
других учащихся)________________________________________________________
Эмоционально-поведенческие особенности,
проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями
_________________
________________________________________________________________
Выводы и рекомендации педагога: ________________________________
Подпись педагога (классного
руководителя) ______________________ ( _______________________)
« ___» ___________ ______г.
Директор школы ______________________ ( _______________________)
М.П.
|