|
Результаты работы комиссии
ПМПК
осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ПМПК
(Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 15.07.91 г. № 340
<Об утверждении примерного положения о
психолого-медико-педагогической консультации>.
С
06.2000 г. поставлено на учет в ПМПК 3665 детей. В течение 2000-2001
учебного года осуществлен прием 1759 детей и подростков по инициативе
родителей (законных представителей), учреждений и органов управления
образованием , социальной защиты населения, здравоохранения и др. В
течение 2001-2002 учебного года принято 1906 детей. Из них - 189 детей,
посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а
также учреждения интернатного типа . Проконсультировано 42 ребенка из
спецучреждений в связи с различными вопросами воспитания и обучения.
Направлено в С(К)ОУ 8 вида с согласия родителей и законных
представителей 26 детей (из них 21 ребенок - являются сиротами).
Подтвержден диагноз 29 детям. Направлено в дошкольное учреждение для
детей с нарушениями интеллекта 19 детей. По направлению учреждений
здравоохранения и врачей интернатных учреждений в связи с направлением
на медико-социальную экспертизу детей с нарушениями зрения - 2, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата - 30 детей школьного
возраста, 24 ребенка дошкольного возраста. Взято на учет 73 ребенка,
страдающих эпилепсией, из них 6 нуждается в индивидуальном обучении на
дому . Выданы соответствующие рекомендации и проведена консультативная
работа с родителями и педагогами детей.

Работа ПМПК.
Из
числа обследованных 264 ребенка имеют показания для обучения в С(К)ОУ 8
вида, подтвержден диагноз(в связи с направлениями бюро
специализированной психиатрической экспертизы)372 детям. Из числа
обследованных 201 ребенок имеет нарушения зрения различной степени
тяжести, из них 142 ребенка продолжают обучение в общеобразовательных
школах, 28 детей направлены в С(К)ОУ 3-4 видов, в дошкольные учреждения
для детей с нарушениями зрения - 31 ребенок. 124 ребенка имеют
нарушения слуха различной степени тяжести, в С(К)ОУ направлено 16 детей
(из них 11 дошкольников). 185 детей имеют нарушения
опорно-двигательного аппарата, из них 143 школьника, 42 дошкольника.
145 детей из числа обследованных имеют задержку нервно-психического
развития различного генеза (исключая сенсорные нарушения и нарушения
опорно-двигательного аппарата). Из них (: детей школьного возраста, 49
детей дошкольного возраста. Данная категория детей нуждается в
динамическом наблюдении специалистов, осуществляющих
психолого-медико-педагогическую помощь в районах проживания детей.
Соответствующие сведения сообщены в органы управления образованием,
даны рекомендации руководителям ППМС-центров республики.
Количество
детей обследованных ПМПК специалистами РКДЦ
2007 год
Обеспечение выявления детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья (деятельность Республиканской
психолого-медико-педагогической комиссии)
В Чувашской
Республике с 1993 года функционируют 3 постоянно действующие психолого-медико-педагогические
комиссии: Республиканская ПМПК, ПМПК при управлениях образования г.г.Чебоксары,
Новочебоксарск, деятельность которых направлена на комплексную динамическую
диагностику развития детей (от рождения до 18 лет), своевременное выявление
отклонений в развитии, влияющих на социальную адаптацию детей; определение
специальных образовательных потребностей ребенка с нарушениями в развитии
(направленность образовательной программы); определение специальных условий
получёния образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи;
оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации
образовательной программы, организации психолого-педагогической и
медико-социальной помощи ребенку; методическое обеспечение диагностико-коррекционного
процесса, взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами
образовательных учреждений всех типов и видов; инициирование и содействие в
организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным
особенностям ребенка; консультирование родителей (иных законных представителей),
педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы
ребенка; осуществление контроля за
исполнением рекомендаций, качеством коррекционно-развивающей работы с ребенком
(не реже одного раза в год); динамическое отслеживание развития детей, прошедших
психолого-медико-педагогическую комиссию; формирование банка данных о детях с
нарушениями в развитии, осуществление мониторинга их развития; создание
информационной базы данных об учреждениях, которые могут быть рекомендованы
родителям (иным законным представителям) в случаях возникновения трудностей
диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку; внесение
в органы управления образованием предложений по развитию системы образования с
целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям
развития детей; участие в просветительской деятельности, направленной на
повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.
Мониторинг деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий показывает, что число детей с
ограниченными возможностями здоровья не уменьшается. Показателем эффективности
работы указанных структур в настоящее время является увеличение количества детей,
обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, получающих
равные образовательные возможности и
психологически безопасную среду.
|
Год
|
Выявлено ПМПК детей с ограниченными возможностями
здоровья
|
Направлено в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения
|
|
2000
|
3 226
|
905
|
|
2001
|
2 995
|
897
|
|
2002
|
3 232
|
1006
|
|
2003
|
2 835
|
947
|
|
2004
|
3 597
|
1 109
|
|
2005
|
2 932
|
1 113
|
|
2006
|
3 577
|
1 208
|
Определенная часть детей с
ограниченными возможностями здоровья в силу ряда причин обучаются в массовых
образовательных учреждениях, поэтому актуальной остается проблема
психолого-педагогического сопровождения их в условиях интеграции, обучение по индивидуальным
специальным (коррекционным) образовательным программам.
Республиканской психолого-медико-педагогической
комиссией с июля 2006 по июнь 2007 года
проведено 140 заседаний с целью определения образовательного маршрута детям с
ограниченными возможностями здоровья. Согласно утвержденному графику, проводились
выездные заседания РПМПК в городах и районах Чувашской Республики, в детском
отделении Республиканской психиатрической больницы. Детям, прошедшим
комплексное обследование в РПМПК было рекомендовано:
-обучение по
программе С(К) ОУ VIII
вида-161
-обучение в
С(К) ОУ VIII вида-132
-обучение в С(К)
ОУ VI вида-9
-обучение в
С(К)ОУ V вида-2
-обучение в
С(К) ОУ III-IV вида-31
-обучение в
С(К) ОУ I-II вида-11
-обучение по
программе С(К) ОУ I-II вида-23
-продолжить
обучение по программе общеобразовательной школы-30
-дублирование
по программе общеобразовательной школы-19
-пребывание в доме интернате дляумственно отсталых детей системы Министерства здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики-32
-необучаемые
дети, находящиеся дома-31
Экспертно-диагностическая деятельность РПМПК
за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы

1 - обучение С(К) ОУ I-II вида
2 - обучение в С(К) ОУ III-IV вида
3- обучение в С (К) ОУ V вида
4 -обучение в С (К)ОУ VI вида
5 -обучение в С (К) ОУ VIII вида
6 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида
Результаты
экспертно-диагностической деятельности РПМПК за 2007 год показали, что
количество детей, обратившихся в РПМПК по проблемам развития и обучения по
сравнению с 2006 годом уменьшилось. Это связанно с ранним выявлением проблем в
развитии ребенка, системной работой специалистов РПМПК с отделами управления
образования и педагогами республики, способствующей организации специального
образования детям с ограниченными возможностями здоровья, межведомственным взаимодействием. Но
общероссийские проблемы специального образования актуальны и для Чувашии.
2008 год
- ежегодный мониторинг экспертно-диагностической
функции психолого-медико-педагогических
комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено
3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 208
человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения - 1 223),
данные по 2008 календарному году обрабатываются;
-
первый этап мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями
здоровья: проведен в мае 2008 года; данные показали
необходимость формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной
помощи; большее количество детей с ОВЗ зафиксировано, а, значит, сопровождается в г. Новочебоксарск – 2 793 (22,4 % от
общего количества детей с ОВЗ), г. Шумерля – 1 776 (14,2 %), г. Чебоксары - 1 269 (10,2 %);
меньшее: Аликовский – 21 (0,2 %), Чебоксарский – 22 (0,2 %), Мар-посадский - 28 (0,2 %) районах; большее количество
обучающихся по специальным (коррекционным) программам в образовательных
учреждениях общего типа в Моргаушском районе – 691 (9,1 % от общего количества
детей с ОВЗ школьного возраста), г. Новочебоксарск – 232 (3,1 %), Вурнарском районе
– 71 (0,9 %). Меньшее: в Красноармейском районе – 3 (0,03 %), Козловском районе
– 6 (0,08 %), Ядринском районе – 13 (0,2 %). Результаты представлены в диаграмме № 2.
Диаграмма
№ 2

Низкий: 21 – Аликовский
р-н, 3 – Красноармейский р-н, 7- Алатырский р-н;
Высокий: 2 793 – г.
Новочебоксарск, 691 – Моргаушский р-н, 4 260 – г. Чебоксары.
На территории Чувашской Республики проживает 284
736 детей в возрасте от 0 до 18 лет, 12
483 – это дети с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе 5 656 детей-инвалидов
(4,38 % от общего количества
на 2008 год).
Ежегодно указанная категория детей проходит через
систему психолого-медико-педагогических комиссий, районных консилиумов (1 –
республиканскую, 2 – муниципальных, 3 районных
психолого-медико-педагогических консилиума). Мониторинг
экспертно-диагностической функции
психолого-медико-педагогических комиссий за 2006 – 2007 годы показывает, что число детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличивается. В 2006 году системой ПМПК выявлено 3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения - 1 223).
Анализ результатов в сравнении за 2005 – 2007 годы представлен в диаграмме № 3.
Диаграмма № 3

За период с сентября2007 г. по май2008 г. РПМПК обследовано
990 детей, проведено 145 заседаний (выездные заседания в городах и районах
Чувашской Республики, в Республиканской психиатрической больнице № 3
проводились согласно утвержденному графику). Из
990 детей:
проконсультировано – 266
направлено на стационарное обследование – 41
направлено в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения – 223, из них:
С(К)ОУ VIII вида – 131
С(К)ОУ
VII вида (при
МОУ « СОШ № 19») – 28
С(К)ОУ VI вида – 5
С(К)ОУ V вида – 12
С(К)ОУ III-IV вида – 13
С(К)ОУ I-II вида – 10
С(К)ОУ VI вида ( при МОУ «СОШ № 59» по дистанционной модели
обучения) – 24
рекомендовано обучение по С(К) программам в
образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 136, из них:
обучение по программе С(К)ОУ VIII вида – 111
пробное обучение по программе С(К)ОУ VIII вида – 16
обучение по программе С(К)ОУ VI – 9
рекомендовано
обучение по программе общеобразовательной школы – 33
рекомендовано динамическое наблюдение дефектолога
– 25 детей дошкольного возраста
рекомендовано обучение по С(К) образовательным
программам для детей с глубокой умственной отсталостью - 36
рекомендовано пребывание в доме-интернате для
умственно отсталых детей системы министерства здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики – 199
имели/имеют показания к обучению по С(К)
образовательным программам – 31 несовершеннолетний старше 15-ти лет.
Сравнительные показатели РПМПК представлены в диаграмме № 4.
Диаграмма № 4

1 - обучение С (К) ОУ I-II вида
2 - обучение в С (К) ОУ III-IV вида
3- обучение в С (К) ОУ V вида
4 -обучение в С (К) ОУ VI вида
5 – обучение в С (К) ОУ VII вида
5 -обучение в С (К) ОУ VIII вида
6 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида
Приоритетной задачей РПМПК является обеспечение каждого ребенка,
имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой
обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так
же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями
здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии,
сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.
Специалистами отдела коррекции и развития в течение
2007/2008 году проведено 5795
консультации, 3177
коррекционно-развивающих занятия для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья и отклоняющимся поведением. Сравнительные показатели
представлены в диаграмме № 5.
Диаграмма
№ 5
Количество
занятий и консультаций
за 2006-2007
и 2007-2008 учебные годы

Была оказана психологическая помощь по следующим проблемам: суицидальное
поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в
общении с людьми, заикание и др. В более сложных случаях оказывалась
специализированная психотерапевтическая и психиатрическая помощь.
Регулярно проводились сеансы психофизической
разгрузки для детей и взрослых с использованием
оборудования АУРА-системы
«Протеус» светомузыкальной ритмостимуляции
психофизической разгрузки и АУРА-системы
«Фотстрим» параметрического контроля психофизической разгрузки с
функцией биообратной связи.
Продолжила работу республиканская бригада экстренной
психологической помощи «Доверие» по письмам, жалобам и заявлениям
образовательных учреждений республики и срочным вызовам. Анализ деятельности:
- 16.01.2008 г.- МОУ «СОШ № 4» г.
Новочебоксарск: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и
педагогов;
- 24.01.2008 г.- МОУ «СОШ № 4» г. Новочебоксарск:
психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
3. 25.01.2008 г. - РГС (К)
ОУ «Начальная школа - детский сад
для детей с нарушениями речи № 1»: групповая диагностическая работа с
воспитателями с целью оценки эмоционального, когнитивного и поведенческого
компонента отношения к коллективу, определения оценки психологического климата
в коллективе;
- 08.02.2008 г.- МОУ «Синьяльская СОШ»
Чебоксарского района: психологическое консультирование детей, родителей и
педагогов;
- 24.03.2008 г.- МОУ «Ичикская СОШ» Алатырского
района: психологическое консультирование детей, родителей, педагогов по
завершенному суициду ученика;
- 16.03.2008 г. – МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары:
психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
- 17.03.2008
г. - МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары:
психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
- 18.03.2008
г. – психологическое консультирование, коррекционно-реабилитационная
работа в семье ученицы МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары;
- 19.03.2008
г., 20.03.2008 г., 02.04.2008 г., 03.04.2008 г., 10.04.2008 г. –
индивидуальные коррекционно-реабилитационные занятия с ученицей МОУ «СОШ №
10» г. Чебоксары;
- 06.05.2008 г., 13.05.2008 г., 14.05.2008 г. –
РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и
педагогов.
2009 год
-
ежегодный
мониторинг экспертно-диагностической функции
психолого-медико-педагогических комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено 3 577 детей (направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году –
3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения - 1 223), в 2008 календарному году - выявлено 4 692 детей (направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения 1 247 человек), рисунок 7.
Рисунок 7 – Данные мониторинга
экспертно-диагностической функции ПМПК
за 2006 – 2008 гг.
-
мониторинг
и учет численности детей с ограниченными возможностями здоровья проведен в мае 2009 года; он показал необходимость
формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной помощи, приложение
2, рисунок 8.
Рисунок 8 - Общее количество детей с
ОВЗ по республике
-
мониторинг
информационно-методического сопровождения профилактической деятельности
общеобразовательных учреждений, таблица 4;
Таблица
4 - Реализация профилактических программ в образовательных учреждениях
Чувашской Республики
|
Название программы
|
Авторы
|
Уровень
|
Количество школ, реализующих данную
программу
|
|
«Здоровье»
|
В.Н.
Касаткин и др.
|
федерал.
|
6
|
|
«Обучение
здоровью»
|
Л.Ф.Шатохина
и др.
|
федерал.
|
11
|
|
«Обучения
жизненным навыкам»
|
Н.
Майорова, Е.Чепурных
|
федерал.
|
7
|
|
«О тебе и
о твоих друзьях»
|
Е.Г.Малова,
О.А.Шашкарова
|
регион.
|
14
|
|
«Смотри
по жизни вперед»,
|
Латышев
Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д.
|
федерал.
|
3
|
|
«Полезные привычки, навыки, выбор»
|
Гречаная
Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.
|
федерал.
|
6
|
|
«Все
цвета, кроме черного»
|
Безруких
М.М. и др.
|
федерал.
|
4
|
-
мониторинг
отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.
В
Республике Чувашия сегодня 14 636
детей с ограниченными возможностями здоровья (2008 – 12 483), в том числе
4 800 детей-инвалидов (2008 – 5 656). Число детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличивается наряду с процессом уменьшения
инвалидизации детского населения. В 2008 году системой психолого-медико-педагогических
комиссий определено 4 692 ребенка,
в том числе 1 247 направлено в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения (в 2007г. – 3 787,
1 223), рисунок 7.
Функционирует дифференцированная
сеть специализированных образовательных учреждений (2000 г. - 22, 2009г. - 19),
в которых обучается более 2 000 дошкольников (14% от общего количества
детей с ограниченными возможностями здоровья), 1730 детей школьного возраста (12%), в специальных (коррекционных)
классах в образовательных учреждениях общего типа – 135 (1%), по специальным
(коррекционным) программам – 1 401 (9 %), на дому – 399 (3 %), 6 413
(44%) интегрируются в образовательное
пространство, в большинстве случаев «механически». 745 (5%) детей, имеющих сложный
дефект, находятся вне зоны образовательного поля, и требуют наиболее
пристального внимания, так как «необучаемых» детей - нет.
За период с января 2008г. по июнь
2009г. Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией обследовано 2
600 человек, из них:
- проконсультировано 868 детей;
- направлено на стационарное обследование
– 225;
- направлено в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения – 718, рисунок 9;
- рекомендовано обучение по С(К) программам
в образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 216;
- рекомендовано динамическое
наблюдение дефектолога – 90;
- рекомендовано обучение по С(К)
образовательным программам для детей с глубокой умственной отсталостью – 54;
- рекомендовано продолжить обучение
по программе С(К)ОУ VIII вида - 308;
- не подлежат обучению по программам
общеобразовательной школы и С(К)ОУ VIII
вида – 60;
- имели/имеют показания к обучению
по С(К) образовательным программам – 61 несовершеннолетний старше 15-ти лет.
Сравнительные показатели РПМПК
представлены в виде диаграммы, рисунок 9.
Рисунок 9 - Данные за 2006 – 2009гг. по комплектованию С(К)ОУ
1
- обучение С (К) ОУ I-II вида
2
- обучение в С (К) ОУ III-IV вида
3-
обучение в С (К) ОУ V
вида
4
-обучение в С (К) ОУ VI
вида
5
– обучение в С (К) ОУ VII
вида
6
-обучение в С (К) ОУ VIII вида
7
-обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида
Проведено 273 заседания (выездные
заседания в городах и районах Чувашской Республики, в Республиканской
психиатрической больнице № 3 проводились согласно утвержденному графику).
Приоритетной задачей РПМПК является обеспечение каждого ребенка,
имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой
обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так
же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями
здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии,
сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.
Специалистами центра в течение 2008-2009
учебного года проведено 6800 консультаций, 4230 коррекционно-развивающих занятия для
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся
поведением. Сравнительные показатели представлены в виде диаграммы, рисунок 10.
Рисунок 10 - Количество занятий и консультаций за 2006-2007, 2007-2008
и 2008-2009 учебные годы
Была оказана психологическая помощь
по следующим проблемам: суицидальное поведение, нарушение
взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в общении с людьми,
заикание и др. В более сложных случаях оказывалась специализированная
психотерапевтическая и психиатрическая помощь.
Регулярно проводились сеансы психофизической
разгрузки для детей и взрослых с использованием
оборудования АУРА-системы
«Протеус» светомузыкальной
ритмостимуляции психофизической разгрузки и АУРА-системы «Фотстрим» параметрического контроля
психофизической разгрузки с функцией биообратной связи.
|