Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия

(ППМК)

 

Результаты работы комиссии

 

ПМПК осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ПМПК (Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 15.07.91 г. № 340 <Об утверждении примерного положения о психолого-медико-педагогической консультации>.

С 06.2000 г. поставлено на учет в ПМПК 3665 детей. В течение 2000-2001 учебного года осуществлен прием 1759 детей и подростков по инициативе родителей (законных представителей), учреждений и органов управления образованием , социальной защиты населения, здравоохранения и др. В течение 2001-2002 учебного года принято 1906 детей. Из них - 189 детей, посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также учреждения интернатного типа . Проконсультировано 42 ребенка из спецучреждений в связи с различными вопросами воспитания и обучения. Направлено в С(К)ОУ 8 вида с согласия родителей и законных представителей 26 детей (из них 21 ребенок - являются сиротами). Подтвержден диагноз 29 детям. Направлено в дошкольное учреждение для детей с нарушениями интеллекта 19 детей. По направлению учреждений здравоохранения и врачей интернатных учреждений в связи с направлением на медико-социальную экспертизу детей с нарушениями зрения - 2, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 30 детей школьного возраста, 24 ребенка дошкольного возраста. Взято на учет 73 ребенка, страдающих эпилепсией, из них 6 нуждается в индивидуальном обучении на дому . Выданы соответствующие рекомендации и проведена консультативная работа с родителями и педагогами детей.



 

Работа ПМПК.

Из числа обследованных 264 ребенка имеют показания для обучения в С(К)ОУ 8 вида, подтвержден диагноз(в связи с направлениями бюро специализированной психиатрической экспертизы)372 детям. Из числа обследованных 201 ребенок имеет нарушения зрения различной степени тяжести, из них 142 ребенка продолжают обучение в общеобразовательных школах, 28 детей направлены в С(К)ОУ 3-4 видов, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения - 31 ребенок. 124 ребенка имеют нарушения слуха различной степени тяжести, в С(К)ОУ направлено 16 детей (из них 11 дошкольников). 185 детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, из них 143 школьника, 42 дошкольника. 145 детей из числа обследованных имеют задержку нервно-психического развития различного генеза (исключая сенсорные нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата). Из них (: детей школьного возраста, 49 детей дошкольного возраста. Данная категория детей нуждается в динамическом наблюдении специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическую помощь в районах проживания детей. Соответствующие сведения сообщены в органы управления образованием, даны рекомендации руководителям ППМС-центров республики.

 

 


Количество детей обследованных ПМПК специалистами РКДЦ

2007 год

Обеспечение выявления детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (деятельность Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии)

В Чувашской Республике с 1993 года функционируют 3 постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии: Республиканская ПМПК, ПМПК при управлениях образования г.г.Чебоксары, Новочебоксарск, деятельность которых направлена на комплексную динамическую диагностику развития детей (от рождения до 18 лет), своевременное выявление отклонений в развитии, влияющих на социальную адаптацию детей; определение специальных образовательных потребностей ребенка с нарушениями в развитии (направленность образовательной программы); определение специальных условий получёния образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи; оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку; методическое обеспечение диагностико-коррекционного процесса, взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений всех типов и видов; инициирование и содействие в организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка; консультирование родителей (иных законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;  осуществление контроля за исполнением рекомендаций, качеством коррекционно-развивающей работы с ребенком (не реже одного раза в год); динамическое отслеживание развития детей, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию; формирование банка данных о детях с нарушениями в развитии, осуществление мониторинга их развития; создание информационной базы данных об учреждениях, которые могут быть рекомендованы родителям (иным законным представителям) в случаях возникновения трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку; внесение в органы управления образованием предложений по развитию системы образования с целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям развития детей; участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.

 Мониторинг деятельности психолого-медико-педагогических комиссий показывает, что число детей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается. Показателем эффективности работы указанных структур в настоящее время является увеличение количества детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, получающих равные  образовательные возможности и психологически безопасную среду.

 

Год

Выявлено ПМПК детей с ограниченными возможностями здоровья

Направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения

2000

3 226

905

2001

2 995

897

2002

3 232

1006

2003

2 835

947

2004

3 597

1 109

2005

2 932

1 113

2006

3 577

1 208

 

Определенная часть детей с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда причин обучаются в массовых образовательных учреждениях, поэтому актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения их в условиях интеграции, обучение по индивидуальным специальным (коррекционным) образовательным программам.

         Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией  с июля 2006 по июнь 2007 года проведено 140 заседаний с целью определения образовательного маршрута детям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно утвержденному графику, проводились выездные заседания РПМПК в городах и районах Чувашской Республики, в детском отделении Республиканской психиатрической больницы. Детям, прошедшим комплексное обследование в РПМПК было рекомендовано:

-обучение по программе С(К) ОУ VIII вида-161

-обучение в С(К) ОУ VIII  вида-132

-обучение в С(К) ОУ VI вида-9

-обучение в С(К)ОУ V вида-2

-обучение в С(К) ОУ III-IV вида-31

-обучение в С(К) ОУ I-II вида-11

-обучение по программе С(К) ОУ I-II вида-23

-продолжить обучение по программе общеобразовательной школы-30

-дублирование по программе общеобразовательной школы-19

-пребывание в доме интернате дляумственно отсталых детей системы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики-32

-необучаемые дети, находящиеся дома-31

 

Экспертно-диагностическая деятельность РПМПК

за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы

1 - обучение С(К) ОУ I-II вида

2 - обучение в С(К) ОУ III-IV вида

3- обучение в С (К) ОУ V вида

4 -обучение в С (К)ОУ VI вида

5 -обучение в С (К) ОУ VIII  вида

6 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида

 

Результаты экспертно-диагностической деятельности РПМПК за 2007 год показали, что количество детей, обратившихся в РПМПК по проблемам развития и обучения по сравнению с 2006 годом уменьшилось. Это связанно с ранним выявлением проблем в развитии ребенка, системной работой специалистов РПМПК с отделами управления образования и педагогами республики, способствующей организации специального образования детям с ограниченными возможностями здоровья,  межведомственным взаимодействием. Но общероссийские проблемы специального образования актуальны и для Чувашии.

 

2008 год

- ежегодный мониторинг экспертно-диагностической функции  психолого-медико-педагогических комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено  3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  - 1 223), данные по 2008 календарному году обрабатываются;

- первый этап мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья: проведен в мае 2008 года; данные показали необходимость формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной помощи; большее количество детей с ОВЗ зафиксировано, а, значит,  сопровождается  в г. Новочебоксарск – 2 793 (22,4 % от общего количества детей с ОВЗ), г. Шумерля – 1 776 (14,2 %), г. Чебоксары - 1 269 (10,2 %); меньшее: Аликовский – 21 (0,2 %), Чебоксарский – 22 (0,2 %), Мар-посадский  - 28 (0,2 %) районах; большее количество обучающихся по специальным (коррекционным) программам в образовательных учреждениях общего типа в Моргаушском районе – 691 (9,1 % от общего количества детей с ОВЗ школьного возраста), г. Новочебоксарск – 232 (3,1 %), Вурнарском районе – 71 (0,9 %). Меньшее: в Красноармейском районе – 3 (0,03 %), Козловском районе – 6 (0,08 %), Ядринском районе – 13 (0,2 %). Результаты представлены в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2

 

 

Низкий: 21 – Аликовский р-н, 3 – Красноармейский р-н, 7- Алатырский р-н;

Высокий: 2 793 – г. Новочебоксарск, 691 – Моргаушский р-н, 4 260 – г. Чебоксары. 

 

На территории  Чувашской Республики проживает  284 736 детей в возрасте от 0 до 18 лет, 12 483 – это  дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 5 656 детей-инвалидов  (4,38 % от общего количества на 2008 год).

Ежегодно указанная категория детей проходит через систему психолого-медико-педагогических комиссий, районных консилиумов (1 – республиканскую, 2 – муниципальных, 3 районных  психолого-медико-педагогических консилиума). Мониторинг экспертно-диагностической функции  психолого-медико-педагогических комиссий за 2006 – 2007 годы показывает, что число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. В 2006 году системой ПМПК выявлено  3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  - 1 223). Анализ результатов в сравнении за 2005 – 2007 годы представлен в диаграмме № 3.

Диаграмма № 3

 

За период с сентября2007 г. по май2008 г. РПМПК обследовано 990 детей, проведено 145 заседаний (выездные заседания в городах и районах Чувашской Республики, в Республиканской психиатрической больнице № 3 проводились согласно утвержденному графику). Из  990 детей:

проконсультировано – 266

направлено на стационарное обследование – 41

направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения – 223, из них:

С(К)ОУ VIII вида – 131

С(К)ОУ VII вида (при МОУ « СОШ №  19») – 28

С(К)ОУ VI вида – 5

С(К)ОУ V вида – 12

С(К)ОУ III-IV вида – 13

С(К)ОУ  I-II вида – 10

С(К)ОУ VI вида ( при МОУ «СОШ № 59» по дистанционной модели обучения) – 24

рекомендовано обучение по С(К) программам в образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 136, из них:

обучение по программе С(К)ОУ VIII вида – 111

пробное обучение по программе С(К)ОУ VIII вида – 16

обучение по программе С(К)ОУ VI – 9

рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы – 33

рекомендовано динамическое наблюдение дефектолога – 25 детей дошкольного возраста

рекомендовано обучение по С(К) образовательным программам для детей с глубокой умственной отсталостью - 36

рекомендовано пребывание в доме-интернате для умственно отсталых детей системы министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики – 199

имели/имеют показания к обучению по С(К) образовательным программам  – 31 несовершеннолетний старше 15-ти лет.

Сравнительные показатели РПМПК представлены в диаграмме № 4.

 

Диаграмма № 4

 

1 - обучение С (К) ОУ I-II вида

2 - обучение в С (К) ОУ III-IV вида

3- обучение в С (К) ОУ V вида

4 -обучение в С (К) ОУ VI вида

5 – обучение в С (К) ОУ VII вида

5 -обучение в С (К) ОУ VIII  вида

6 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида

 

Приоритетной задачей  РПМПК является обеспечение каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.

Специалистами отдела коррекции и развития в течение 2007/2008 году  проведено  5795 консультации,  3177 коррекционно-развивающих занятия для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением. Сравнительные показатели представлены в диаграмме № 5.

 

Диаграмма № 5

Количество занятий  и консультаций

за 2006-2007 и 2007-2008 учебные годы

   

Была оказана психологическая  помощь  по следующим проблемам: суицидальное поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в общении с людьми, заикание и др. В более сложных случаях оказывалась специализированная психотерапевтическая и психиатрическая помощь.

Регулярно проводились сеансы психофизической разгрузки для детей и взрослых с использованием  оборудования АУРА-системы  «Протеус»  светомузыкальной ритмостимуляции психофизической разгрузки и АУРА-системы  «Фотстрим» параметрического контроля психофизической разгрузки с функцией биообратной связи.

Продолжила работу республиканская бригада экстренной психологической помощи «Доверие» по письмам, жалобам и заявлениям образовательных учреждений республики и срочным вызовам. Анализ деятельности:

  1. 16.01.2008 г.- МОУ «СОШ № 4» г. Новочебоксарск: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
  2. 24.01.2008 г.- МОУ «СОШ № 4» г. Новочебоксарск: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;

      3.  25.01.2008 г. -  РГС (К)  ОУ «Начальная школа - детский сад  для детей с нарушениями речи № 1»: групповая диагностическая работа с воспитателями с целью оценки эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения к коллективу, определения оценки психологического климата в коллективе;

  1. 08.02.2008 г.- МОУ «Синьяльская СОШ» Чебоксарского района: психологическое консультирование детей, родителей и педагогов;
  2. 24.03.2008 г.- МОУ «Ичикская СОШ» Алатырского района: психологическое консультирование детей, родителей, педагогов по завершенному суициду ученика;
  3. 16.03.2008 г. – МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
  4. 17.03.2008 г. -  МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов;
  5. 18.03.2008 г. – психологическое консультирование, коррекционно-реабилитационная работа в семье ученицы МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары;
  6. 19.03.2008 г., 20.03.2008 г., 02.04.2008 г., 03.04.2008 г., 10.04.2008 г. – индивидуальные коррекционно-реабилитационные занятия с ученицей МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары;
  7. 06.05.2008 г., 13.05.2008 г., 14.05.2008 г. – РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»: психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов.

 

2009 год

-     ежегодный мониторинг экспертно-диагностической функции  психолого-медико-педагогических комиссий: в 2006 году системой ПМПК выявлено  3 577 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 208 человек), в 2007 году – 3 787 (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  - 1 223), в  2008 календарному году - выявлено  4 692 детей (направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1 247 человек), рисунок 7.


Рисунок 7 – Данные мониторинга экспертно-диагностической функции  ПМПК

 за 2006 – 2008 гг.

 

-     мониторинг и учет численности детей с ограниченными возможностями здоровья  проведен в мае 2009 года; он показал необходимость формирования электронной базы данных всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе нуждающихся в специализированной помощи, приложение 2, рисунок 8.

 


Рисунок 8 - Общее количество детей с ОВЗ по республике

-     мониторинг информационно-методического сопровождения профилактической деятельности общеобразовательных учреждений, таблица 4;

Таблица 4 - Реализация профилактических программ в образовательных учреждениях Чувашской Республики

 

Название программы

 

Авторы

 

Уровень

Количество школ, реализующих данную программу

 «Здоровье»

В.Н. Касаткин и др.

федерал.

6

«Обучение здоровью»

Л.Ф.Шатохина и др.

федерал.

11

«Обучения жизненным навыкам»

Н. Майорова,  Е.Чепурных

федерал.

7

«О тебе и о твоих друзьях»

Е.Г.Малова, О.А.Шашкарова

регион.

14

«Смотри по жизни вперед»,

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д.

федерал.

3

 «Полезные привычки, навыки, выбор» 

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.

федерал.

6

«Все цвета,  кроме черного»

Безруких М.М. и др.

федерал.

4

-     мониторинг отношения учащихся 7 и 10 классов к болезням химической зависимости.

 

 В Республике Чувашия сегодня  14 636 детей с ограниченными возможностями здоровья (2008 – 12 483), в том числе 4 800 детей-инвалидов (2008 – 5 656). Число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается наряду с процессом уменьшения инвалидизации детского населения. В 2008 году системой психолого-медико-педагогических комиссий определено  4 692 ребенка, в том числе 1 247 направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  (в 2007г. – 3 787, 1 223), рисунок 7.

Функционирует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений (2000 г. - 22, 2009г. - 19), в которых обучается более 2 000 дошкольников (14% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья), 1730 детей школьного возраста (12%), в специальных (коррекционных) классах в образовательных учреждениях общего типа – 135 (1%), по специальным (коррекционным) программам – 1 401 (9 %), на дому – 399 (3 %), 6 413 (44%)  интегрируются в образовательное пространство, в большинстве случаев «механически». 745 (5%) детей, имеющих  сложный  дефект, находятся вне зоны образовательного поля, и требуют наиболее пристального внимания, так как «необучаемых» детей  - нет.

За период с января 2008г. по июнь 2009г. Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией обследовано 2 600 человек, из них:

- проконсультировано  868 детей;

- направлено на стационарное обследование – 225;

- направлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения – 718, рисунок 9;

- рекомендовано обучение по С(К) программам в образовательных учреждениях общего типа (интеграция) – 216;

- рекомендовано динамическое наблюдение дефектолога – 90;

- рекомендовано обучение по С(К) образовательным программам для детей с глубокой умственной отсталостью – 54;

- рекомендовано продолжить обучение по программе С(К)ОУ VIII вида  - 308;

- не подлежат обучению по программам общеобразовательной школы и  С(К)ОУ VIII вида – 60;

- имели/имеют показания к обучению по С(К) образовательным программам  – 61 несовершеннолетний старше 15-ти лет.

Сравнительные показатели РПМПК представлены в виде диаграммы, рисунок 9.


Рисунок 9 -  Данные за  2006 – 2009гг. по комплектованию С(К)ОУ

 

1 - обучение С (К) ОУ I-II вида

2 - обучение в С (К) ОУ III-IV вида

3- обучение в С (К) ОУ V вида

4 -обучение в С (К) ОУ VI вида

5 – обучение в С (К) ОУ VII вида

6 -обучение в С (К) ОУ VIII  вида

7 -обучение по программе в С (К) ОУ VIII вида

Проведено 273 заседания (выездные заседания в городах и районах Чувашской Республики, в Республиканской психиатрической больнице № 3 проводились согласно утвержденному графику).

Приоритетной задачей  РПМПК является обеспечение каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии, доступной и полезной для его развития формой обучения, консультативной поддержкой родителей (законных представителей), а так же подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-медико-педагогическая помощь и поддержка.

Специалистами центра в течение 2008-2009 учебного года  проведено  6800 консультаций,  4230 коррекционно-развивающих занятия для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением. Сравнительные показатели представлены в виде диаграммы, рисунок 10.

 


Рисунок 10 - Количество занятий  и консультаций за 2006-2007, 2007-2008

 и 2008-2009 учебные годы

 

Была оказана психологическая  помощь  по следующим проблемам: суицидальное поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неуверенность в себе, трудности в общении с людьми, заикание и др. В более сложных случаях оказывалась специализированная психотерапевтическая и психиатрическая помощь.

Регулярно проводились сеансы психофизической разгрузки для детей и взрослых с использованием  оборудования АУРА-системы  «Протеус»  светомузыкальной ритмостимуляции психофизической разгрузки и АУРА-системы  «Фотстрим» параметрического контроля психофизической разгрузки с функцией биообратной связи.

 

 

 

 

Hosted by uCoz