Екатерина
Патяева — эксперт Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества,
автор книги «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя» (Смысл, 2007).
«Особенно он не хочет ходить в школу.
Убеждения и уговоры раздражают его, он может даже заплакать, но вновь послушно идет.
Уныние и подавленность 7—10-летнего ученика могут дополняться плохим сном и потерей
аппетита, „непонятным“ повышением температуры, частыми простудами или болями в животе…
При этом на каникулах или болея дома ребенок вновь становится веселым и бодрым.
Не спешите обвинять его в „притворстве“ или „капризах“ — вероятно, у вашего сына
или дочери развивается состояние острого эмоционального неблагополучия, которое
специалисты называют школьной депрессией. Депрессия возникает как ответ организма
на ситуацию, с которой ребенок не может справиться. Поэтому любое давление на него
не только бесполезно, но может усилить начинающееся расстройство. И, напротив, уменьшение
учебной нагрузки нередко помогает вернуться в нормальное эмоциональное состояние.
Но прежде, чем принимать решение,постарайтесь понять, что именно угнетает ребенка. Понаблюдайте за ним, спросите
о том, что ему нравится и не нравится в школе, о том, что он сделал бы, будь у него
волшебная палочка… Может оказаться, что его чувство безысходности вызвано ощущением
одиночества или конфликтами с одноклассниками, — тогда учите ребенка строить отношения
со сверстниками: находить общие интересы, договариваться, отстаивать свои права.
Ученик может страдать и от чрезмерной требовательности родителей — дайте ему возможность
расслабиться, позволяйте иногда ошибаться. Часто младших школьников эмоционально
подавляют крик и оскорбительные высказывания учителя, даже если тот обращается к
кому-то другому. В этом случае поддержите ребенка, разделите с ним его чувства.
Ну а если, несмотря на все старания,
ребенок остается вялым и безрадостным, школа вызывает у него страх и тревогу, обратитесь
к психологу».
|