«Ребенок до-о-олго делает уроки,
медленно ест, а одевается уж так неспешно, что мы невольно начинаем его подгонять:
„Ну скорее же! Что ты там копаешься?“ Но наши попытки безуспешны. Попробуйте притормозить
и понять, почему он так нетороплив. Часто медлительность — это проявление основательности.
Ребенок живет в своем темпе: ему нужно время, чтобы собрать портфель, зато он ничего
не забудет. Ему не приходится исправлять сделанное наспех, поскольку он всегда старается
сначала понять, а потом уже делать. Спокойно примите эту индивидуальную особенность
и не планируйте больше дел, чем сын или дочь реально могут успеть.
Медлительность может быть связанаи с нежеланием что-то делать. Ребенок копается, собираясь в школу, зато на прогулку
или в цирк его подгонять не приходится. „Я не успел“ — удобное оправдание, ведь
взрослые принимают его легче, чем откровенный отказ. В таком случае учите ребенка
выражать нежелание словами. Спросите: не потому ли он медлит, что ему не хочется
делать уроки или идти в школу? И если он согласится, не заставляйте его. Попробуйте
на время снять с себя ответственность за его возможное опоздание или несделанные
уроки — это его жизнь, и ему надо учиться самому принимать решения и сталкиваться
с их последствиями. А наша задача в том, чтобы помогать детям различать свои чувства
и поступать осознанно.
Если ребенок стал медлительным „вдруг“,
подумайте, не слишком ли он перегружен? Замедленная реакция на просьбы может быть
связана и с тем, что он не успевает осмыслить то, что говорит взрослый. Дайте ему
время, озвучьте просьбу другими словами. Если ваш ребенок не так энергичен, как
вы, постарайтесь увидеть в нем другие достоинства: усидчивость, вдумчивость, любознательность…
И пусть эти качества помогут вам примириться с тем, что он не обладает вашей живостью
и быстротой».
Наталия Ким
|