Типовое положение
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся впсихолого-педагогической и медико-социальной помощи
(утв.постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867) (с
изменениями от 23 декабря 2002) г.)
См. Рекомендации Российско-фламандской
научно-практической конференции "Психолого-педагогическое,
медико-социальное сопровождение развития ребенка"
I.
Общие положения (пп. 1 - 5)
II.
Организация деятельности и учреждения (пп. 6 - 12)
III.
Образовательный процесс (пп. 13 - 20)
IV.
Участники образовательного процесса (пп. 21 - 35)
V.
Управление учреждением (пп. 36 - 38)
VI.
Имущество и средства учреждения (пп. 39 - 45)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует
образовательную, реабилитационную, оздоровительную и
финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для
детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и
муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров:
диагностики и консультирования; психолого-медико-социального
сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и
дифференцированного обучения и других.
См. Положение о Центре помощи аутичным детям - специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для детей, страдающих ранним
аутизмом и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, приведенное в письме Минобразования РФ от 24 мая 2002 г. N
29/2141-6
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется
учреждение), создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и
реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и
начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является
примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении
образовательных программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам
обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной
адаптации.
3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам (основным, дополнительным) и начального профессионального
образования в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в
поведении детей;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии,
трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность перед органами государственной
власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса,
коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным
психофизиологическим особенностям, способностям, интересам, требованиям
охраны жизни и здоровья детей.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется международными
актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законами,
указами и распоряжениями Президента Российский Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим
Типовым положением, своим уставом.
II. Организация
деятельности и учреждения
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации; учредителями муниципального учреждения являются
органы местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются
договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной
финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию
образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его
государственной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное за
ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях,
печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский
учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам
государственной статистики и налоговым органам, учредителю
(учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у
учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами
может реализовывать дополнительные образовательные программы и
оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).
11. Учреждение создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей,
проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть
создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть
не более 9-12 человек.
Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовываться
разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам,
предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений
интернатного типа.
III.
Образовательный процесс
13. Содержание образования определяется
образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми
учреждением самостоятельно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется
учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с
использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих
образовательных программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного
процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учреждении
может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим
государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между
учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей
(законных представителей) по договорам и совместно с предприятиями,
учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку
детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный
вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из
региональных и местных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей
психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки,
студии и другие объединения по интересам.
IV. Участники
образовательного процесса
21. Участниками образовательного процесса
являются дети, их родители (законные представители), педагогические,
медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью
самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей),
направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей
(законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать
общеобразовательные учреждения;
с нарушением эмоционально-волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от
стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке,
определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном
учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий
класс на основе документов об их промежуточной аттестации, выданных
учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать законные
права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в
соответствии с его уставом, знакомиться с материалами наблюдений,
характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления
детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности в
штате учреждения могут предусматриваться должности методиста,
педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры,
специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности
и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения
регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий по
выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им
социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и
организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков,
обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности
учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят
работу по правовому воспитанию детей и консультируют их родителей
(законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или
специально закрепленный органом здравоохранения медицинский персонал,
который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия
лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния
физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия,
консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам
гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других
заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом
учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования, а также в учреждениях повышения
квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя
(учредителей) учреждения.
34. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники
учреждения пользуются правами и льготами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, а также дополнительными
льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим,
инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных
учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными
требованиями на основании решения аттестационной комиссии, а также
определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат
стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направляемых на
оплату труда.
V.
Управление учреждением
36. Управление учреждением осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов
органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом
учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор,
прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и уставом учреждения.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного
самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом
учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями и трудовым договором (контрактом).
VI.
Имущество и средства учреждения
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919 в пункт 39
настоящего Типового положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным
учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его
оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими
уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением,
допускается только в случаях и в порядке, установленных
законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения
являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у
кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических
лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся
в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.
При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает
его учредитель (учредители) в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с
государственными и местными нормативами финансирования, которые
устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и
распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, регулирующим
предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество,
принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на
покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
|